Дрессировщик Пётр Простецов: «Главный принцип дрессуры – обучай играя»

Мы любим цирк

пудели

Два опытных парикмахера в течение полутора часов занимаются стрижкой, укладкой и завивкой… Суперспециалисты старательно наводят марафет не какой-нибудь там светской моднице, собирающейся выйти на красную ковровую дорожку престижного кинофестиваля и не дефилирующей по подиуму модели мировой известности. Так заботятся о внешнем виде королевских пуделей – участников новой программы Белорусского государственного цирка “Арт-и-шок”. По сложившейся традиции юнкоровская команда “Зорьки” побывала на премьере шоу, а после пообщалась с воспитателем белоснежных красавцев, прославленным дрессировщиком ПЕТРОМ ПРОСТЕЦОВЫМ.

– Признайтесь: мечта стать дрессировщиком появилась в детстве?

– Однажды бабушка решила сделать любимому пятилетнему внуку подарок – сводить на цирковое представление. Как сейчас помню, моё воображение особеннопудели потряс номер легендарной артистки Ирины Бугримовой – первой в СССР женщины-дрессировщицы. То, как она уверенно командовала большущими кошками – львами, невероятно завораживало. В тот момент и зародилась мечта – заставить лютых, своенравных хищников повиноваться собственной воле, выходить на манеж и с упоением слушать, как восторженно охают зрители, удивляясь отваге звериного воспитателя. Вернувшись домой, я приступил к репетиции. Собрал “подопечных” (их роль тогда исполняли имеющиеся в наличии мячики различных размеров) и давай усердно “муштровать” воображаемых зверюшек.

– А почему всё-таки стали “сотрудничать” именно с собаками?

– Будучи школьником, летние каникулы проводил в зоопарке, наблюдая за работой взрослых и по мере возможности помогая. Мне доверяли повозиться с недавно родившимися хищниками. А когда крохи чуток подрастали, пытался их чему-то обучить. Иногда даже давал “открытые уроки” – демонстрировал всё, что освоили подопечные, посетителям. Первой моей ареной был пустовавший вольер для слона, где я установил лавочки для зрителей. Со временем умилительные “киски” подрастали и выступать с ними становилось пудельнебезопасным. Но ведь нельзя же взять и остановиться на полдороге к мечте! В окрестных дворах я собрал несколько бездомных дворняжек и всерьёз занялся постановкой номера.

– Родители поддержали задумку сына или посчитали дрессуру увлечением, которое скоро наскучит?

– Детям, рождённым в цирковых семьях, намного легче: они с первых лет жизни чётко осознают, чем будут заниматься, и продолжают династии. Мои же родители искренне не понимали столь странного хобби. Отец, работавший шофёром, долго возмущался: мол, мужской работой нужно загореться – холодильники, телевизоры чинить или машиной управлять. Вскоре скептицизм близких сменился удивлением: меня заметила дирекция цирка и пригласила показать себя на профессиональной арене.

– Когда и каким образом в разношёрстной компании четверолапых артистов появился благородный представитель – пудель?

– Как-то я увидел у цирковой артистки удивительного красавца – белоснежного пуделя королевской породы – и уговорил её произвести обмен на своего учёного воспитанника. Постепенно пуделей в номере становилось всё больше. Причина тому довольно проста: порода позволяет собрать собак разных размеров – от крохотных карликовых до гигантских королевских. Белый цвет тоже выбран неслучайно: считаю его самым выигрышнымцирк и праздничным.

– Поделитесь, пожалуйста, секретами мастерства.

– А их не существует! Главный принцип дрессуры – обучай играя. Щенка гораздо легче научить какому-либо элементу в процессе забавы.

– Курьёзные ситуации явно ведь случались?

– Честно скажу: я очень не люблю курьёзы и всевозможные сюрпризы. Номер, отрепетированный много раз, должен идти, как говорится, без сучка без задоринки. Конечно, коварный господин Случай иногда вмешивается. Например, во время гастролей по Украине собаки повздорили и сцепились в драке прямо на манеже. Кому понравится подобный “экспромт”? Однако бывают и приятные неожиданности. Как-то раз в бочке, на которой сидел пёсик, провалилось дно. Мохнатый артист не растерялся и почёл за благо… затаиться. Потом я сделал это фишкой номера.

– Подопечные не ревнуют друг друга к воспитателю? Не обижаются, если кого-то хвалят, а иного отчитывают?

– Во-первых, стараюсь равномерно распределять внимание и похвалу. Во-вторых, ревность больше свойственна домашним животным, нежели цирковым. Когда в циркквартире обитает две собачки, каждой кажется, что “соперницу” балуют больше. В цирке же все живут сплочённым коллективом.

– А дома у Вас какие питомцы?

– Никаких. Общения с животными хватает на работе. В домашней обстановке я отдыхаю от воспитания (улыбается).

– Учёные пытаются изобрести чудо-прибор, способный переводить собачью речь на человеческий язык. Как думаете, Вам такой аппарат пригодится?

– Для меня это абсолютно бесполезный девайс. Я и безо всяких изобретений прекрасно понимаю собак, а они – меня. С любым псом можно договориться, необходимо лишь чётко объяснить ему задачу. Выступая, мы прекрасно понимаем друг друга без слов, порой достаточно одного взгляда. Мохнатые артисты знают последовательность номера, кому когда выходить и какие команды выполнять. Между прочим, охотно соглашаются на замену. Частенько бывает, что на утреннем и вечернем представлениях на манеже увидишь разные составы.

Юлия ЯСЮЧЕНЯ.

Фото предоставлено Белгосцирком.



1 комментарий по теме “Дрессировщик Пётр Простецов: «Главный принцип дрессуры – обучай играя»

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *