Радзивилловский театр зрителям рад

Клуб юного театрала

радзвилловский театр

О народном кукольном театре – батлейке – наверняка слышал каждый школьник. Но немногим известно, что существует и портативный кукольный театр. Возник он совсем недавно благодаря стараниям театра-студии “Мирская батлейка”. Освоив приёмы создания кукольных персонажей и постановки традиционных спектаклей, авторы решили сделать народное развлечение более возвышенным, элитарным. Главными героями новых пьес стали представители знаменитого белорусского рода Радзивиллов. Полюбоваться рукотворными шедеврами можно в Государственном музее истории театральной и музыкальной культуры Республики театрБеларусь (г. Минск, пер. Музыкальный, 5).

Нашему вниманию представлены три портативных театра. Первый называется “Креденс” (что в переводе означает “Я верю”). Основой для кукольного “домика” стал комод со множеством выдвижных ящичков, где в былые времена хранили ценности. Его “обитатели” – Анна Радзивилл и иностранные мастера, прибывшие из Европы, дабы обучить профессиональным секретам местных ремесленников.

Почётное место занимает прекрасный “замок” – театр “Радзивилловский”. Здесь идёт “Миракль об Уршуле”. Главная героиня пьесы – талантливая поэтесса, основательница, режиссёр и сценарист первого придворного театра на территории Великого княжества Литовского. Её муж Михаил Казимир Радзивилл, по прозвищу Рыбонька, часто путешествовал. Супруга тосковала и в качестве сюрприза на именины поставила театрспектакль, где были задействованы дети и друзья.

В миниатюрной “Несвижской ратуше”, как в традиционной батлейке, три этажа. Там “прописался” спектакль “Иллюзорный путь”. На нижнем уровне повествуется о приезде в наши края итальянского архитектора Джованни Марии Бернардони. Несвиж произвёл на зодчего весьма противоречивое впечатление, из-за чего мастера покинула муза. Чтобы вдохновить творца, минский пекарь приготовил особый торт – в виде Мирского замка. Отведав его, Бернардони ощутил прилив сил и велел начинать застройку города. На втором этаже рассказывается про увлечение архитектора астрономией. А под самой крышей кукольного театра хозяйничает Глупость – персонаж, который ехидно комментирует поступки импульсивного итальянца.

Гостям выставки очень нравится шапка-катринка. Этот диковинный головной убор надевал кукольник и ходил по улочкам, веселя народ. Чтобы заставить игрушечных актёров двигаться, он дёргал за верёвочки.

Посередине выставочного зала находится необычный столик наподобие старинной печати. Аналогичный “знак качества” во время реставрации обнаружили на кирпичах, из которых построен Мирский замок. Большую “печать” в шутку называют переносным центром Европы. На прощание желающие могут поставить на руку раритетный штамп как доказательство того, что прикоснулись к древним реликвиям.

Юлия ЯСЮЧЕНЯ.

г. Минск, Государственный музей истории театральной и музыкальной культуры Республики Беларусь.

Фото автора.



Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *