Пять чувств

Наедине с психологом

слушать

Иметь слух и уметь слышать

Для того чтобы изучать окружающий мир, человеку дано зрение, слух, осязание, обоняние и вкус. Ты можешь видеть, слышать, прикасаться, ощущать. Но всегда ли этим пользуешься? Родители попросили начистить картошки к ужину, а ты НЕ УСЛЫШАЛ, ошибку в диктанте НЕ ЗАМЕТИЛ, НЕ ПОЧУВСТВОВАЛ, как съел целую коробку конфет. Бывает такое? Если да, давай попробуем научиться пользоваться своими чувствами не время от времени, а постоянно.

Когда ты глух

– Петя, сними высохшее бельё с балкона.

– Ага (при этом от компьютера не отрывается).

Не снимет. Даже не вспомнит о маминой просьбе, потому что был увлечён игрой.

***

– Маша, надень куртку: холодно, осень же на дворе.

– Тепло, не нужна мне никакая куртка!

Не слышит отцовской заботы, думает, что папа считает её малышкой.

***

– Юра, повтори, пожалуйста, что я тебе сказал. Ничего не получится с повторением: учитель заметил, что мальчик задумался о чём-то своём и совсем не следит за ходом урока.

Глухим становишься, если не хочешь делать то, о чём просят. Резко падает слух, когда тебе неприятно то, о чём говорят. Пропускаешь слова мимо ушей, как только сосредоточишься не на разговоре с человеком, а на каком-то другом занятии.

Как услышать?

** Научись повторять и переключаться. Попробуй повторять про себя, а лучше вслух то, что слышишь.

– Петя, снимешь бельё?

– Ты просишь снять бельё? Сделать немедленно или можно доиграть (при этом оторвал глаза от компьютера и смотрит на маму, а не на монитор)?

**Переспрашивай и уточняй.

– Папа, ты считаешь меня маленькой, думаешь, что я до сих пор не могу одеться по погоде? Я уже большая, и на улице действительно тепло.

**Присутствуй и представляй. Если это урок, находись на уроке, ищи интерес в том, что на нём происходит, переводи слова в образы. Исторические события легко вообразить в виде художественного фильма. На уроке географии попробуй мысленно путешествовать по миру. Даже если математическую формулу представить в цвете или светящейся, и она легче запомнится.

**Слушай не только слова, но и звуки природы, музыку. Особенно симфоническую, где можно выделять партии различных инструментов, различать переходы одной темы в другую.

Зачем это нужно?

Умение слушать – очень ценное качество. Люди охотно общаются с теми, кто внимательно относится к их словам. К хорошему слушателю тянутся окружающие, ему легче наладить комфортные отношения в коллективе, он внушает уважение и доверие.

Устные предметы потребуют меньше времени для домашней подготовки, если на уроке ты применишь активное слушание, да и с письменными разберёшься гораздо быстрее.

Родители и учителя гордятся детьми, которым не надо по несколько раз повторять одно и то же. Заметь, что, когда отношения не ладятся, говорят о глухой стене непонимания, а когда с человеком общаться легко и приятно, это называют пониманием с полуслова.

Вот и будем учиться пониманию.

Психолог Нелли КСЕНЕВИЧ.



Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *