Смотрю и вижу

Наедине с психологом

смотреть

Прямо сейчас, наш юный читатель, отвлекись от чтения газеты и посмотри вокруг. Что ты видишь? Это привычная обстановка? Сколько в ней предметов красного цвета? Закрой глаза и вспомни по памяти. Теперь открой и сосчитай красные вещи. Их стало больше, не правда ли? А знаешь почему? Ты стал обращать на них внимание! То, что ты заметил, увеличивается, запоминается. И вот зачем тебе это знать.

Юлькина ПОБЕДА

…Совсем не заладились у Юли отношения с русским языком: то букву пропустит, то запятую, а то и вовсе напишет слово с несколькими ошибками. Тетрадка безрадостно пестрела красным. В дневнике упорно стояли унылые тройки, а мама с папой горестно вздыхали, подписывая очередной раз табель:

– Неужели ты не можешь быть хоть чуточку внимательнее?

– Разве трудно вспомнить правило, которое ты выучила, и применить?

– Русский язык и белорусский похожи, но они – разные. А ты делаешь из них какой-то третий.

Юля молчала, опустив голову. Всё было верно: и про буквы, и про правила, и про то, что даже с доски списать грамотно она не могла. Так бы и быть ей несчастной троечницей, если бы не приехала погостить тётя, мамина сестра.

– Эй, что нос повесила? – спросила тётушка грустную Юльку.

– Да опять диктант завалила, беда мне с этим русским.

– Тоже мне беду нашла! Просто ты смотришь на слова и не видетьвидишь их. Возьми любую книгу и читай вслух, как написано.

– Да тут написано: “НЕБО ПОРОЗОВЕЛО”. Неужели нужно произносить: “ПОРОЗОВЕЛО”, мы ведь в устной речи “о” на “а” часто заменяем?

– Как видишь, так и читай – никаких замен. Каждый день перед сном по пять минут читай, как написано, вслух любой текст. Через месяц поговорим…

Побеседовать с тётей удалось только по скайпу, потому что она к тому времени была далеко. Но рассказать было о чём. Юля практически перестала допускать ошибки, орфографию вечернее чтение выправило прекрасно. Родители и учителя обратили внимание на успехи девочки. И она старалась их не разочаровать и ни разу не пропустила учебную пятиминутку перед сном. К концу четверти в Юлином дневнике красовалась заслуженная девятка по русскому.

ДИМКА и Шерлок Холмс

…Диму увлекли рассказы про знаменитого сыщика. Правда, сначала он посмотрел фильм, но потом взял в библиотеке книгу. Пашка, младший брат, стал, как обычно, приставать с мольбой: “Поиграй со мной”. И тогда Дима придумал:

– Давай играть в Шерлока Холмса!

– Это как?

– Я выйду из комнаты, ты в ней что-нибудь поменяешь, а мне нужно будет отгадать что.

Незатейливая игра до того увлекла мальчишек, что вскоре стала самой любимой. Ещё они наблюдали за прохожими, отгадывали их профессию и привычки, подмечали настроение родителей, друзей, одноклассников. Из несобранного рассеянного парнишки Димка превратился в одного из первых учеников в классе. Да и Пашкины школьные успехи были налицо. Учителя удивлялись: “Что же так кардинально повлияло на ребят?” Шерлок Холмс остался тайной братьев, однако друзьям они нередко предлагали: “Поиграем в сыщиков?”

Смотреть – не значит видеть! Научись замечать детали, оттенки, описывать вслух и проговаривать про себя увиденное. Посмотри на предмет внимательно, закрой глаза, представь его, а потом сравни с тем, что видишь. Ну что, много отличий? Если мало, ты научился видеть. И, даже если не станешь великим сыщиком, в жизни тебе это очень пригодится.

Нелли КСЕНЕВИЧ, психолог.



Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *