Учимся делать уроки правильно и с удовольствием

Наедине с психологом

уроки

Как же не любила я в школьные годы делать уроки! И почему-то казалось страшно несправедливым, что утром меня выдёргивают из тёплой постели, отправляют на полдня в заведение, где нельзя прыгать и бегать (принудительный бег по стадиону на физкультуре не в счёт, радости от него мало), играть и кричать вволю. Сидишь шесть часов как болванчик, приклеенный к парте, слушаешь то, что тебе большей частью неинтересно. А ещё и задание на дом дают! Можно, конечно, исхитриться и сделать кое-что на переменке, только получается тогда с ошибками да помарками. Дома поешь вкусняшки, которые мама приготовила, чуточку телик посмотришь, а уже родители с работы идут и, конечно же, задают вопрос:

– Уроки сделала?

Наступает самый неприятный момент: врать не хочется – вздыхаешь и раскрываешь учебники… Понятное дело, что при таком отношении мои домашние задания качеством похвастаться не могли. А был у нас в классе мальчик, который делал уроки просто безукоризненно, урокипричём всегда. Однажды я набралась смелости, подошла к нему и напрямую спросила:

– Слушай, Саш, как тебе удаётся?

– Что?

– Домашние задания всегда на пятёрки делать? (У нас тогда пятёрка высшей отметкой была.)

– Да я в шахматы люблю играть.

– При чём тут это?

– У шахматистов есть правило: делаешь ход – просчитай хотя бы три ответных. Не подготовлю уроки – что будет?

– Проверят – накажут, не проверят – пронесёт.

– А даже если не накажут, материал не усвою и потом уже не разберусь. Запущу учёбу – родителям врать придётся. А мы с школаними дружим – подводить не хочется. Да и самому знания понадобятся. Вот и получается, что выиграю пару часов на телевизор, но проиграю уважение близких и собственные знания и умения.

– Ну ладно, подумал ты так. Но заниматься-то всё равно не хочется…

– Применяю правило двадцати минут.

– Это что ещё за правило?

– Двадцать минут тренируешь волю и делаешь то, что положено, а пять минут потом активно отдыхаешь. Можно подвигаться или, наоборот, полежать, расслабившись. Но читать и смотреть телевизор нельзя! Три таких двадцатиминутки – и все уроки сделаны. Иногда увлекаюсь и забываю про перерывы. Заодно и воля тренируется. Ты никогда не думала, какое это удивительное слово – воля? И напряжение, и полную свободу означает…

Много лет прошло с тех пор, а Сашкиными правилами я пользуюсь и по сей день. Чтобы лучше работалось, ставлю ещё негромко любимую музыку, время от времени массирую верхнюю губу прямо под носом, растираю верхушки ушей, как можно выше тяну вверх большие пальцы ног. Данные приёмы вычитала в умных книжках, и они здорово помогают сосредоточиться. Но начиналось всё с секретов мальчишки, который любил играть в шахматы, дружил с родителями и не хотел врать.

Нелли КСЕНЕВИЧ.



Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *