Под звуки беримбау

Мир твоих увлечений

капоэйра

Объяснения, как попасть на тренировку по капоэйре, знакомая закончила словами: «Окажешься на нужном этаже, услышишь музыку – она точно приведёт, куда надо». И правда, ориентируясь на ритмичную мелодию, без труда удалось отыскать спортивный зал в запутанных коридорах главного корпуса Белорусского государственного университета – здесь два раза в неделю собираются воспитанники клуба Grupo Axe Capoeira. Пока юные переодеваются, их наставник Егор Сапон рассказывает об особенностях занятий:

– Сам я увлёкся капоэйрой в 2007 году, а тренировать ребятишек начал полтора года назад. Безусловно, есть своя специфика. Поначалу родители буквально за руку приводят малышей. Девочки, мальчики растут у тебя на глазах. Пусть они не так капоэйрабыстро, как взрослые, воспринимают сказанное, не сразу запоминают необходимые движения и не всегда в точности их повторяют – приходится показывать вновь и вновь. Зато совершенно ничего не боятся! Акробатические элементы осваивают с восторгом. Делать колесо, стоять на руках – для них в радость.

Шестилетнего Тимофея Ковбеню для интервью едва удаётся оторвать от выполнения ау – особого движения на руках, напоминающего всем знакомое колесо.

– Посещаю секцию полгода, – переводя дух, сообщает парнишка. – С четырёх лет увлекался ушу, но надоело. Решил попробовать нечто новое. Понравилось!

– На самом деле о капоэйре мы узнали случайно, – вступает в диалог папа Тимофея Дмитрий Николаевич. – Однажды тренировказаглянули с сыном в аптеку. Пока стояли в очереди, тот расшумелся, разбаловался. Фармацевт, понаблюдав за ним, посоветовала записаться в клуб – направлять переполняющую энергию в нужное русло. Выяснилось, что её сын занимается капоэйрой и в полном восторге. Отдыхая летом в Болгарии, мы видели выступление мастеров удивительного боевого искусства, и поэтому сомнений не осталось.

– Брат Жорик давно увлекается капоэйрой. Папа предложил мне тоже присоединиться, – подхватил беседу девятилетний Артём Гуменюк. – Второй год я набираюсь опыта. Обязательно подключусь к соревнованиям.

И в самом деле, едва приступив к тренировкам, Артём показывает просто чудеса гибкости – делает сальто, сложные боевые связки и вообще становится помощником тренера. Особенно часто учить-подстраховывать приходится новичка – семилетнего Артёма Рубацкого.

– Раньше сын ходил на бокс, но вскоре ему наскучило, – делится мыслями довольная начинаниями чада мама Мария Ивановна. – О капоэйре прочитала в Интернете. Привлекло то, что боевое искусство учит настоящему товариществу и доброжелательному капоэйраотношению к окружающим. Участники перед боем в знак уважения обнимаются, пожимают друг другу руки, а после схватки у противников не остаётся негативных эмоций.

Ежегодно ребята с нетерпением ждут важного события – приезда опытного мастера, с которым под звуки ударного струнного инструмента беримбау, напоминающего лук, можно инсценировать роду на сцене. Родой называют особый круг, образуемый участниками, где под музыку играют капоэйристы. Таким образом и проходит своеобразный обряд посвящения – батизада.

– Прошлой весной в Минске встречали мастера из Бразилии, – вспоминает Егор Сапон. – Воспитанники, выучившиеся необходимым движениям и приёмам, удостоились чести получить из его рук пояса. К слову, из моих учеников-школьников есть довольно опытные капоэйристы. На международных соревнованиях выступают наравне с опытными старшими, поскольку занимаются данным искусством с пяти лет. В июне ожидаем в гости мастера из Чехии. Он обязательно проведёт серию тренировок для самых маленьких.

Маргарита МОТОРЕВА.

г. Минск.

Фото автора и из архива клуба Grupo Axe Capoeira.

  • Капоэйра – боевое искусство, зародившееся в Бразилии. Отличается обилием сложнейших акробатических элементов, обманных движений, уходов, подсечек и зацепов ног противника, а также частой сменой позиции и полной непредсказуемостью направления атаки. Уникальность его капоэйрав том, что развивалось самостоятельно без влияния иных боевых систем. В Бразилии это не только популярный массовый вид спорта, но и неотъемлемый элемент уличной культуры.
  • Слово «капоэйра» не имеет однозначного перевода. Некоторые толкуют его как «низкая растительность», «поле, заросшее кустарником, которое расчищалось выжиганием или вырубкой». На подобном месте, кстати, удобно практиковать капоэйру. Также слово означает человека, чьи спортивные качества развиты на основе подражания движениям петуха.
  • Первые упоминания о капоэйре относятся к началу XVIII века. Однако в эти времена появляются письменные первоисточники, само же боевое искусство возникло гораздо раньше.
  • Существует два основных направления. Ангола более медленная, силовая, с зависаниями в перевёрнутом положении, скольжением по полу, изгибаниями и уклонениями от противника, что требует недюжинных физических сил. Режиунал – головокружительные сальто, кувырки, удары ногой, воздушные петли и блоки, предназначенные для того, чтобы быстро и эффективно нейтрализовать атакующего. капоэйраЛюбопытно, что в капоэйре почти нет нападающих движений с использованием рук. Мастера говорят: руки – чтобы строить, ноги – чтобы разрушать.
  • В танце под музыку экзотических ударных инструментов и песню ведущего тон задаёт беримбау, за ним вступают атабаке (барабан), пандейру (бубен), реку-реку (трещотка) и агогу (двойной колокольчик). Под ритм ударных поют увертюру. Противники выходят в центр круга, состоящего из музыкантов, зрителей и соперников, останавливаются, собирая силу для поединка, и закрывают глаза. Бой начинается по особому знаку. Удары в капоэйре бесконтактны. Пола можно касаться только руками, головой и ступнями. Игрок, сбитый с ног и севший на пол, дисквалифицируется. В конце бойцы пожимают друг другу руки – и в круг вступает следующая пара.
  • Бимба и Паштинья – ключевые фигуры в развитии современной капоэйры. Первый отдавал приоритет боевым аспектам, а второй подчёркивал традиционно ритуальный и игровой характер борьбы. Внешне между двумя стилями существует разница в скорости и способе исполнения движений.



Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *