Снова об общении

Наедине с психологом

общение дети

Сегодня поговорим о том, как общаться с людьми, которые нам не очень нравятся, и с теми, кому мы тоже не так уж симпатичны. Ты, юный читатель, явно спросишь: «А зачем с ними вообще нужно иметь дело?» Давай сделаем так: сначала сам ответишь на вопрос, а потом сравнишь свои выводы с тем, что я думаю по этому поводу… Итак, сравниваем.

* Сложные в общении люди – самые лучшие учителя, потому что наглядно показывают нам, как не надо себя вести. Посмотришь, запомнишь – и сам не будешь совершать подобные поступки.

* Они тренируют в нас мужество, потому что трусы уходят от трудностей, а герои их преодолевают. Сбежать легко, уйти от общения – не вопрос. Но сможешь ли ты себя уважать за позорное бегство?

* Конфликтёры развивают в нас терпение и умение прощать. А это важнейшие человеческие качества.

Удивительный список

Если наши ответы совпали или дополнили друг друга, я весьма рада. Теперь возьми ручку и быстро-быстро напиши, с каким людьми тебе не хочется общаться и почему. Справился? Подведи под списком черту и подумай о том, как часто ты сам бываешь таким, как эти люди. Я, например, не люблю тех, кто в разговоре давит, не учитывает моё мнение и жёстко навязывает своё. Честно сделав предложенное детиупражнение, я удивилась, поняв, что сама редко принимаю позицию собеседника, всеми силами пытаюсь доказать собственную правоту, а не прислушаться к чужим доводам. Потом просто стала представлять себя в роли того, с кем пока не нахожу понимания, честно смотреть на проблемы его глазами – и проблемы исчезали, появлялись решения.

Помогает

Помогает пониманию повторение. Что необходимо повторять? Позу, в которой сидит твой собеседник, слова, которые произносит, только уже в вопросительной форме и с приставкой «если я тебя правильно понял». Вот он отодвинулся, сложил руки на груди, переплёл ноги и критикует тебя. Сядем так же – и сразу почувствуем дискомфорт, захочется завершить беседу. Поменяем позу на открытую – положим руки ладошками вверх на колени, ровно поставив при этом ноги, и спросим: «Если я тебя правильно понял, ты считаешь меня… (перечисляем обвинения). Что мне необходимо сделать, чтобы ты понял, что я… (перечисляем свои положительные качества и хорошие намерения)?» Внимание! Ты не оправдываешься, а предлагаешь поменять бесполезные обидные ярлыки на полезные действия, проявляешь свою способность меняться, а не обижаться.

Помогают волшебная приставка «мне жаль» и отважный союз «но»: «Мне жаль, что я вызываю в тебе отрицательные чувства, но детиэто связано с тем, что…» Заметил? Я не обвиняю по типу «сам виноват», беру ответственность за сложность наших отношений на себя и предлагаю выход.

Мешает

Ты уже понял, что затрудняет общение: критика, обидные словечки, ярлыки, обобщение «ты всегда», перекладывание на другого ответственности за ошибки и промахи. Попробуй не произносить в споре слово «ты». «Якай», объясняя свои мысли, поступки, действия.

Есть фразы, абсолютно закрывающие общение.

Запомним их и будем избегать.

– Сколько раз тебе можно говорить?..

– Ты всегда…

– Неужели не понятно, что… ?

– Я тысячу раз тебе объяснял, что…

– Заруби себе на носу…

– Ты же не дурак…

– Ты же умный (взрослый)…

А о том, как правильно слушать, поговорим в следующий раз.

Нелли КСЕНЕВИЧ, психолог.



Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *