Лидский замок: по следам Гедимина

Калейдоскоп Клуб "Край мой, Белая Русь"

Когда точно была основана Лида, учёные сейчас затрудняются сказать. Отправной точкой в истории города принято считать 1323 год. Тогда князь Гедимин, желая преградить татарам и немецким рыцарям путь в земли Великого княжества Литовского, велел заложить каменную крепость. Там, где река Каменка впадала в Лидею, решили насыпать пятиметровый искусственный остров для будущей цитадели. Строительство велось около пяти лет. Сотни валунов потребовалось для укрепления массивных стен. И вот наконец внушительных размеров замок с двумя башнями был возведён. Археологи предполагают, что первоначально в одной из “высоток” снизу находилась тюрьма, потом – суд и архив, на верхних этажах обустроили жилые помещения.

Лидский замок

Сколько осад выдержал форпост, и представить трудно! В руины его превратила Северная война, когда неприятели взорвали некогда грозную цитадель. На долгие годы о былой славе крепости забыли: летом посреди замкового двора останавливался странствующий цирк, зимой заливали каток. В 1929 году развалины изучал белорусский живописец, скульптор, писатель, фольклорист, этнограф и археолог Язэп Дроздович. Как итог – появился целый альбом зарисовок.

Лидский замок

Благодаря государственной программе “Замки Беларуси” Лидский замок восстановлен. И теперь готов встречать туристов. Здесь часто разворачиваются рыцарские поединки. Продемонстрировать боевую удаль и пострелять из лука позволяют даже школьникам. А разве не захочется заглянуть в просторный шатёр, где ожидается княжеский пир? На широком столе расставлены кушанья, по бокам размещены щиты с гербами. За щёлканьем кадров можно очутиться… в руках палача! Тот мигом закроет клетку или захлопнет колодки, куда чересчур любопытный почемучка забрался, беспечно делая селфи. Кара за проступок бывает “суровой”: незадачливого фотолюбителя просят исполнить какую-либо песню.

Лидский замок

Неторопливо прогуливаясь вдоль живописного озера вблизи замка, мы заприметили необычное судёнышко. Поначалу подумали, что корабль служит лишь для украшения. Каково же было удивление, когда выяснилось: на дивном сооружении можно плыть! Правда, на борту искателей приключений ожидал сюрприз: оказывается, туристы должны старательно грести вёслами. Оно и немудрено. Ведь построен “Ятвяг” по чертежам IX века, а в ту пору ни о каких моторах и не мечтали.

"Ятвяг"

С полчаса мы осваивали нелёгкую науку судоходства: чтобы выполнить приказ “Табань!” (то есть “Дать задний ход!”), пришлось изрядно попотеть. Когда наблюдаешь за профессиональными гребцами, кажется, будто нет ничего проще, чем рассекать водную гладь. На практике же вёсла совсем не хотят слушаться – то выскочить норовят, то зацепиться за невесть что.

Несмотря на “игрушечный” вид, весит “Ятвяг” около двух тонн. Преодолел он и часть знаменитого пути “из варяг в греки” – от Берёзовки до Гродно. Попутешествовать с родителями не отважитесь?!

Тамара ГОЛОФАСТ.

г. Лида.

Фото автора.



Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *