Где правит Ямал Ири

Пригласительный билет Роза ветров

Княжеская резиденция располагалась в городке Пулнгават вош, на месте которого впоследствии был основан Обдорск (ныне Салехард). А посёлок Горнокнязевск появился в XVII веке. И жить князья предпочитали именно там, на высокой косе над рекой Обь. Между прочим, поселились вельможи в обычной избе, такой же как и у всех их соседей. Подданные считали своих правителей всемогущими шаманами, потому безропотно подчинялись.

нарты

Нынче в Горнокнязевске проживает около двухсот жителей. Как и предки, они занимаются охотой и рыболовством. Уникальнейший природно-этнографический комплекс за год посещает до десяти тысяч туристов. При въезде стоит величественная скульптура князя Тайшина, вырезанная из ствола сосны. В руке он держит почётную царскую грамоту как символ власти, а на плече его сидит ворон, олицетворяющий собой мудрость.

Встречают туристов… дымом. Да-да, не удивляйтесь! Дело в том, что для приезжих на Ямале обязателен обряд окуривания. Дымом полагается умыть лицо, руки, ноги. Коренные жители считают, что таким образом человек очищается от посторонней энергии, а мысли становятся лёгкими и быстрыми, словно ветер.

нарты

На территории стойбища увидишь и оленей, и нарты, и настоящий чум, в котором тепло зимой и прохладно летом. На его установку тратится не более часа. В основание ставится около сорока жердей, а на покрытие уходит до семидесяти оленьих шкур. Дальняя часть чума, где хранится посуда, еда, священные предметы, стол, – мужская,– называется “мултаха”. А та, что ближе к входу, – женская,– “увщёнг”. В ней складываются одежда, сумки для рукоделия, детские игрушки. В самом центре – очаг, где готовится пища. Ещё он используется для отапливания жилища. Основной рацион питания северных аборигенов – рыба и оленина. Столь аскетичный набор продуктов считался залогом долголетия кочевников.

Нарты бывают разных видов. Есть специальные – для перевозки продуктов, вещей, жердей и шкур для чума. Нарты женские – с боковыми стенками, чтобы дети ненароком не выпали. А вот мужские – без стенок, дабы главе и сыновьям семейства было удобнее ездить на охоту и следить за оленьим стадом. Между прочим, северные олени отличаются от остальных собратьев. У них даже носы покрыты шерстью, чтобы в лютые морозы не замерзали.

В комплексе разрешается потрогать шкуры медведя, волка и росомахи, примерить костюм оленевода-кочевника, изучить детально рыбацкие и охотничьи снасти. Несмотря на используемые новинки цивилизации, северные народы сохранили свой уклад жизни, быт. Местные жители говорят: “Мы живём и берём от природы то, что по мере необходимости нам нужно. Здесь сеткой рыбу не переловишь. Дичь ружьём не перестреляешь. А вот необдуманное освоение Севера может погубить всё живое”.

музей

Находясь в Горнокнязевске, нельзя не заглянуть на огонёк к ямальскому Деду Морозу, которого величают Ямал Ири. Данный персонаж – из мифов коренных северян. Вместо тулупа и валенок он носит малицу и кисы, подвязывается не кушаком, а поясом с украшениями фигурок из кости мамонта.

И напоследок, по древней традиции народа ханты, надо повязать на счастье ленточку или лоскуток ткани с монетой на священное дерево – берёзу.

Олег Николаевич КАМАКИН,

заместитель директора Центра детского творчества г. Ноябрьска.

Российская Федерация, г. Ноябрьск–г. Горнокнязевск.



Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *