В Минске проходит выставка «Автомобиль на ладони»

На первой полосе Пригласительный билет

Солидному автопарку витебского коллекционера Леонида Яковлевича Ялова по-доброму завидуют как малыши, так и солидные взрослые дядечки. Быть об-ладателем нескольких сотен миниатюрных моделей – заветная мечта представителей сильной половины человечества вне зависимости от возраста! Увидеть необычный автосалон нынче могут минчане и гости столицы в “Гостиной Владислава Голубка” (г. Минск, ул. Старовиленская, 14), где проходит выставка “Автомобиль на ладони”.

автомобиль на ладони

Первый экспонат – это… лошадь с телегой. Сейчас такой “личный транспорт” (мощностью в одну лошадиную силу) кажется уж очень экзотичным. “Зато на права не надо было сдавать!” – шутят посетители.

Впрочем, первый серийный российский автомобиль несильно отличался от своего предшественника. Внешне напоминал пролётку – лёгкий открытый двухместный экипаж. Передние колёса заметно меньше задних. А делали их из дерева! Правда, кругляши всё же “обули” в резиновые шины. Чудо техники презентовали Евгений Александрович Яковлев и Пётр Александрович Фрезе в 1896 году на Нижегородской выставке. Нынешняя публика от души посмеялась бы над причудливым изобретением без кондиционера и автоматической коробки передач! А сто двадцать лет назад люди пришли в восторг от ноу-хау.

автомобиль на ладони

Разглядывая витрины, можно понять, как со временем менялся вид машин той или иной марки. К примеру, знаменитые “Жигули” представлены от первой до последней модели. Демонстрируются и крохотные автомобили скорой помощи, милиции, пожарных…

– А где ж суперкары? –вопрошают школьники. – Покажите бэтмобиль! Ну или минивэн черепашек-ниндзя…

– Их здесь нет, – охотно поясняет заведующая “Гостиной Владислава Голубка” Татьяна Владимировна Горшкова. – Зато имеются действительно уникальные модели. Они способны на разные “подвиги” в реальности, а не только благодаря волшебству мастеров компьютерной графики.

автомобиль на ладони

Чего стоит хотя бы машина-амфибия – эдакий гибрид авто и лодки! Если впереди река или озеро, то колёса поджимаются – и пассажиры продолжают путь уже по воде. С помощью мобильной хлебопекарни ЗИЛ 131 НВ за сутки можно испечь две тысячи буханок. Причём останавливать махину не надо – та легко справится с задачей на полном ходу. Здорово! А газодинамическая машина работала на дровах. Расход топлива – 50 килограммов берёзовых чурок на 100 километров.

Многие спрашивают, как возникла идея собирать модели, выполненные в масштабе 1 к 43. Леонид Яковлевич рассказал, что уменьшённые копии автомобилей появились в Советском Союзе в 70-х годах ХХ века. Он тогда был старшеклассником, пробовал коллекционировать марки, монеты, значки… Интернета не было, потому приходилось просиживать часами над энциклопедиями в библиотеке, чтобы побольше узнать о своих приобретениях. Конечно, парнишка заинтересовался и моделями машин. Но те стоили довольно дорого, и о таком варианте хобби пришлось забыть. Всё могло бы и остаться просто детской мечтой, однако в дело вмешался господин Случай. Уже будучи взрослым, Леонид гостил у своего брата в Вильнюсе. На прощание родственник подарил ему три мини-авто. Начало коллекции было положено! Потом экспонаты привозили друзья из заграничных поездок… В один прекрасный день Леонид Яковлевич понял: ему неинтересно просто ставить на полку очередной экземплярчик. И решил сам заняться моделированием. Теперь коллекция насчитывает семьсот двадцать пять экспонатов.

машинка

После осмотра экспозиции школьникам предлагают изобразить на бумаге карандашами понравившиеся машинки – в холле образовалась и постоянно пополняется выставка рисунков. В конце февраля определят победителя-художника наиболее впечатляющего творения.

Юлия ЯСЮЧЕНЯ.

Фото автора.



Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *