А вы знаете Минск музыкальный? Добро пожаловать на квест-экскурсию!

Клуб "Край мой, Белая Русь"

Станислав Монюшко и Винцент Дунин-МарцинкевичЧтобы жизнь была более интересной, в любом возрасте человек старается развивать свои таланты, навыки, получать новые знания. Каждый хочет в чём-то стать лучшим. И это здорово! Вполне вероятно, лет через пятьдесят–сто творческие, научные достижения кого-то из нынешних юных читателей газеты будут изучать на школьных уроках.

Завтра, 1 октября, меломаны из разных стран отметят Международный день музыки. “Зорька” от души похдравляет ребят, кто с удовольствием (а может и без оного) ходит в музыкальную школу или самостоятельно осваивает игру на гитаре, баяне, аккордеоне, кто занимается вокалом или просто поёт для себя под настроение.

…Много лет назад, когда я перешла в шестой класс, в нашу школу пригласили распространителя билетов в театры и на цирковые представления. Опытная билетёрша отлично знала свою работу: заветные квитки в цирк она не продавала, пока желающий заполучить их не оплатит ещё пару билетиков в театр. Так, совершенно случайно я попала на оперетту “Принцесса цирка” в Государственный театр музыкальной комедии Беларуси. И с того вечера… стала преданной поклонницей классической музыки. Мы с мамой посещали филармонические концерты, а в театре оперетты и театре оперы и балета я знала наизусть все спектакли. Казалось, если какой-то артист забудет свою партию, я запросто напою ему любую мелодию и даже покажу движения. Тогда же твёрдо решила, что непременно научусь играть на скрипке. И слово сдержала. Одним из самых уважаемых мною певцов был солист Национального академического Большого театра оперы и балета Республики Беларусь, преподаватель, профессор, руководитель творческого коллектива “Белорусская капелла” Виктор Иванович Скоробогатов. Он не только прекрасно пел на сцене, но и возрождал старинную белорусскую музыку, отыскивал в архивах ноты и исполнял произведения, о которых народ прежде и не слыхивал. Его лекции о композиторах прошлого можно было слушать бесконечно. Поэтому недавно, когда организаторы мероприятия “Классика у Ратуши с velcom” пригласили журналистов на квест-экскурсию по музыкальному Минску под руководством Виктора Ивановича, я полетела к месту встречи как на крыльях.

Виктор Скоробогатов

Виктор Скоробогатов провёл экскурсантов по маршруту площадь Свободы – ул. Революционная – ул. Интернациональная – ул. Энгельса – пер. Музыкальный, погружая в мир столицы более чем столетней давности. Рассказал, что на месте гостиницы “Европа” в середине XIX века находился городской театр, где в 1852 году состоялась премьера первой оперы на белорусском языке “Идиллия”, а создали её Станислав Монюшко и Винцент Дунин-Марцинкевич. К слову, памятник творцам установили 3 сентября напротив этого исторического места. Композитор и писатель вдохновлённо общаются, сидя на стилизованной под лиру скамейке. А недалеко от площади Свободы на стене жилого дома по улице Интернациональной, 21 можно увидеть мемориальную доску в честь С. Монюшко. Данное здание конца XVIII века называют Домом Монюшко. Станислав провёл там детские и юношеские годы, вечерами в семействе часто устраивались творческие встречи. В помещении городской Ратуши прежде располагалась музыкальная школа, в которой учился будущий композитор. Нынче Ратуша является общепризнанным центром музыкальной жизни столицы, а каждый час куранты настенных часов отбивают фрагмент мелодии “Песни про Минск” композитора Игоря Лученка.

ратуша

Виктор Скоробогатов поведал о том, что настоящая фамилия рода Огинских – Глушонок, а звучная и известная пошла от названия имения Огины, которым семейство владело. Понравилась история о том, как потомок М. К. Огинского Анджей Залуский однажды приехал в Минск и проиграл спор, не поверив публикации в газете, что Огинский – один из самых прославленных композиторов в Беларуси. Анджей вместе с коллегами устроил на улице свой собственный опрос на тему популярности предка. И все, кого он ни встречал, говорили, что М. К. Огинский – автор знаменитого полонеза “Прощание с Родиной”.

Песню “Бывайце здаровы, жывіце багата” многие считают народной, однако у неё есть авторы: композитор Исаак Любан и поэт Адам Русак. Оказывается, в 30-е годы прошлого века комиссия, утверждающая музыкальные произведения, не одобрила её музыку и слова. Тогда Любан ужасно расстроился и в сердцах выбросил партитуру. Но совершённый в порыве гнева поступок по чистой случайности не ускользнул от взора белорусской оперной певицы Ларисы Помпеевны Александровской. Она собрала рукописи и напела мелодию комиссии. Песня была спасена!

задание

Во время экскурсии журналисты взрослых изданий и юнкоры “Зорьки” не только открывали для себя неизвестные ранее эпизоды культурной жизни столицы, но и внесли свой символический вклад в возвращение слушателям “Сюіты беларускай” (написана композитором Людомиром Роговским в начале XX века), не звучавшей прежде на публике. Выполняя задания квест-игры, корреспонденты находили спрятанные организаторами в разных местах листочки с нотами и соединяли их вместе. Произведение исполнилось на бис на заключительном концерте фестиваля “Классика у Ратуши с velcom”.

В команде активничала Ольга НОВОЖИЛОВА.

г. Минск.

Фото автора.



Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *