Умнее взрослых: школьница из Минска изучает знатные роды Европы

Герой номера

Маша ДенисюкОб умной девятикласснице из Минска говорят не только в Бела­руси, но и далеко за её пределами. За советами к сообразительной школьнице обращаются даже те, кто старше её как минимум вдвое.

– Я уж и сама не помню, сколь­ко интервью дала за последнее время, – улыбается минчанка Маша Денисюк.

Хобби у девушки действитель­но небанальное: она интересуется знатными родами Европы – изу­чает исторические данные, генеа­логию, старинные портреты. Маша подчёркивает: настоящий иссле­дователь всегда работает с перво­источниками. Он не будет читать, что написал какой-либо учёный по данному вопросу, а сам ознакомит­ся с оригиналом, проанализирует его и сделает собственные выводы. Благодаря своему увлечению школьница освоила английский, стала понимать немецкий, испан­ский, французский, итальянский, шведский, датский, голланд­ский языки.

Но с чего же всё начина­лось?

– У нас дома много книг о животных, – вспоминает мама Маши, – и в детстве дочка читала их взахлёб. По­том постепенно переключи­лась на географию. Ей нра­вилось искать любопытные факты о разных уголках мира. Когда добралась до Та­иланда, возникло желание подробнее узнать о монар­ших особах. Позже решила сравнить восточную гене­алогию и европейскую… В данный момент Машу больше всего занимает исто­рия знати Европы, жившей в XVI, XVII и XVIII веках.

Маша не стесняется указывать взрослым на их ошибки. Во время виртуально­го обхода очередного аукциона на одном из сайтов она обратила вни­мание на “Портрет неизвестной”, автором которого считался Питер Лели. Старшеклассница удивилась: она видела множество работ худож­ника, но эта от них кардинально отличалась. Девушка стала при­сматриваться к деталям – по нарядам, причёскам она лег­ко определяет эпоху вплоть до десятилетия. И пришла к выводу, что нарисована кар­тина в 70-х годах XVII века. Прошерстив собственную коллек­цию на компьютере, юный искус­ствовед отыскала похожий портрет. На нём Якоб Дегар запечатлел датскую принцессу и швед- скую королеву Ульрику Элеонору.

О своём открытии минчанка со­общила атрибутору (так называют людей, профессионально занимающихся сбором информации о кар­тинах: кто художник, в какое время работа написана, кто изображён). Спустя два дня на e-mail девочки пришёл ответ с благодарностью. В итоге фамилию создателя ше­девра в подписи исправили. Меценат выкупил картину и подарил её Датскому национальному историче­скому музею, находящемуся в зам­ке Фредериксборг. Именно там несколько веков назад жила Ульрика!

Маша обнаружила ошибку в подписи картины, выстав­ленной в Версале, о чём и написала во Францию. Вскоре на электронную почту при­шло послание от некоего господина Оливера, в котором он сообщал, что передал информацию в канцелярию бывшей резиденции французских королей. Спустя неделю на сайте музея изменили название портрета.

Доводилось школьнице совер­шать и курьёзные открытия. Од­нажды ей на глаза попалась кар- тина с подписью: “Портрет дамы в шляпке”. Маша лишь рассмея­лась: она-то сразу узнала “даму” – испанского короля Карла II!

– Ладно бы указали, что изо­бражён дворянин, – негодует старшеклассница. – Но спутать мужчину с женщиной!.. Как мож­но заниматься искусством и не знать моды XVII века?!

В качестве экспертов Маша иногда привлекает маму и бабушку. Они тоже по­тихоньку начинают узнавать принцев и принцесс, помогают сравнивать портреты.

– Вместе с бабушкой ду­мали над загадкой, связанной с братьями Брауншвейг-Вольфенбюттельскими. Я не могла понять, кто всё-таки изображён на портрете – герцог Фридрих-Ульрих или принц Кристиан. Подпись утверждала, что Кристиан. Мне это показалось сомнительным. На картине знатный мужчина нарисо­ван с двумя руками. Но я ведь зна­ла, что в одной из битв Кристиан потерял руку: его ранили, началось заражение крови – пришлось ам­путировать травмированную ко­нечность. А вот Фридрих-Ульрих редко покидал свой замок, потому оставался целым и невредимым. Я выяснила, что картина была написана спустя четыре года после роковой для Кристиана битвы.

Услышав, как легко старше­классница произносит слож­ные фамилии, обычный че­ловек онемеет от изумления. А вы попробуйте-ка быстро перечислить знатные роды: Шварцбург-Зондерсхаузенские, Шлёзвиг-Гольштейн-Зон­дербургские… Посложней любой скороговорки будет!

Маша частый гость в Нацио­нальном художественном музее Республики Беларусь. Она го­ворит, что и там отыскала две картины, в названии которых необходимо исправить ошибки. Но пока это только в планах.

– В каком музее хотелось бы по­бывать в первую очередь? – спро­сила я, ожидая услышать какое-нибудь всемирно известное название.

– В любом, картины которого нельзя отыскать в Интернете, – ответила Маша. – Ведь оциф­рованные копии можно сколько угодно рассматривать, не выходя из квартиры. На моём ноутбуке более трёхсот папок: сохраняю работы художников. Из тех мест, где была, очень понра­вился Микуловский замок семьи Дитрихштейн в Чехии.

Своему увлечению школь­ница отдаёт всё свободное время. Если нет возможности выйти в Интернет, она делает заметки в блокноте – пишет альтернативную историю.

Дорогие читатели, на досу­ге заходите в группу в “ВКон­такте” “Аристократы Европы” (vk.com/royalty_nobility), кото­рую ведёт Маша. Статьи она публикует и в “Живом журнале” (mariro.livejournal.com).

Юлия ВАСИЛЮК.

Фото из личного архива Маши ДЕНИСЮК.



Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *