Юнкоры «Зорьки» проникли за кулисы оперного театра…

Клуб юного театрала

хорКогда я училась в школе, при оперном театре существовал Клуб друзей оперы. Его посещало более полусотни ценителей музыкального искусства, среди которых единственным ребёнком была я. Устраивались на редкость волшебные вечера: в то время зрители не имели возможности заглянуть в таинственный мир закулисья, познакомиться с певцами, но для нас открывались тайны! Поэтому я не пропускала ни одного концерта, ни единой творческой встречи. Было безумно волнительно сниматься в музыкальном фильме “Голос” о народном артисте Беларуси Аркадии Марковиче Савченко, присутствовать на святая святых – репетициях ставящегося тогда спектакля “Риголетто” – и напрямую общаться с его постановщиком – знаменитым режиссёром, народным артистом Российской Федерации Юрием Исааковичем Александровым. Концерты в Клубе проходили в необычном формате – прямо в фойе театра. Артисты находились рядом со зрителями, отвечали на вопросы, и мне – простой школьнице – тогда всё казалось ожившей сказкой, в которую с трудом верилось…

в фойе

Нынешним зрителям Национального академического Большого театра оперы и балета Республики Беларусь повезло значительно больше. Уже в третий раз в день рождения (создания) театра поклонники оперного и балетного искусства принимают участие в грандиознейшем Дне открытых дверей. На празднование 84-летия Большого театра пришло свыше четырёх тысяч человек! Девочки, мальчики, их мамы и папы с любопытством слушали экскурсоводов в фойе, зрительном зале, театральных мастерских, обучались вокалу и балетным па, рассматривали фотодокументы и афиши, беседовали с директором, артистами. Чтобы сфотографироваться на память возле гигантского дракона-декорации из оперы Вольфганга Амадея Моцарта “Волшебная флейта”, примерить платье, украшения героини Александра Сергеевича Пушкина Татьяны Лариной, желающие выстраивались в очереди. Разрешалось собственноручно отпечатать мини-гравюру с изображением здания театра, взять в подарок журнал “Партер”. А детская оперная студия подготовила концерт в режиме “нон-стоп” с инсценировкой отрывков из спектаклей и демонстрацией сценических костюмов. Завершились знатные ИМЕНИНЫ постановкой оперы Жоржа Бизе “Кармен”. Именно это произведение открывало первый театральный сезон 84 года назад.

Владимир Павлович Гридюшко

Для юнкоров “Зорьки” и старших коллег из других изданий экскурсия началась с кабинета генерального директора Большого театра Владимира Павловича Гридюшко. Владимир Павлович открыл главный секрет: в команде театра – 1100 творческих личностей, из них 170 играют в симфоническом оркестре, 70 поют в хоре, 70 – солисты оперы, 120 – артисты балета.

Спустившись в оркестровую яму, с разрешения дирижёра Ивана Владиславовича Костяхина юнкоры подержали в руках дирижёрскую палочку. Иван Владиславович рассказал о своей удивительной, но отнюдь не лёгкой профессии, о нередких импровизациях во время спектаклей, забавных ситуациях.

В кабинете главного режиссёра Михаила Александровича Панджавидзе не хранятся чудодейственные “таблетки для раскрытия актёрского таланта”, ведь мастерство оттачивается не один год. Артисты должны уметь практически всё: петь и танцевать, фехтовать и владеть навыками сценического боя, жонглировать и даже скакать верхом, исполнять акробатические номера. А ещё обязаны знать иностранные языки и много читать. “Зорьковские” юнкоры – шестиклассница из столичной школы № 138 Аня Муравейко и её ровесница Катя Касюк из школы № 205 – затаив дыхание слушали Михаила Александровича. Задавали и каверзные вопросы. Например, почему в театре нельзя свистеть? Оказалось, не только потому, что это издавна считалось плохой приметой. В старину устройство театральных механизмов походило на корабельное: рабочих, которые стояли на галёрках и опускали подвесные конструкции, набирали из матросов, а машинистов сцены – из боцманов, командующих подчинёнными по привычным им “два свистка – вверх”, “три свистка – вниз”. Вот и боялись артисты случайно “насвистеть” себе на голову какую-нибудь тяжёлую декорацию.

Тимофей Сырокваш

Заведующая оперной труппой, заслуженная артистка Республики Беларусь Нина Ивановна Козлова профессиональным взглядом окинула делегацию посетителей и сразу определила в первокласснике из столичной гимназии № 29 Паше Бонарце будущую звезду. Пригласила его осенью на прослушивание в Детскую оперную студию.

Заслуженный артист Республики Беларусь Андрей Николаевич Валентий сравнил подготовку актёра к спектаклям с… тренировкой борцов на ринге: нужно постоянно поддерживать спортивную форму и стремиться к покорению новых высот.

«Внимание! Берегите голову!” – надпись на стене мастерской по оформлению спектаклей говорит сама за себя. Здесь требуется предельная осторожность: за дверью кипит работа по созданию декораций, кулис, задников. Если не смотреть по сторонам, можно ненароком удариться. По эскизам художника огромные полотна сшивают, расстилают на полу, и декораторы за несколько дней превращают ткань в произведение искусства. А чтобы увидеть результат, мастера поднимаются на специальный мостик.

процесс создания костюма

Начальник швейных мастерских Тамара Евгеньевна Макаревич сказала, что над костюмами работает 48 профессионалов. “Швейная машинка стрекочет, как пулемёт”, – заметил юнкор “Зорьки” Тимофей Сырокваш, девятиклассник из минской школы № 10, подойдя к рабочему месту вышивальщицы. Золотые руки мастера ловко поворачивали ткань, и на ней словно по волшебству, вырисовывался вышитый блестящими нитками узор, который украсит балетную пачку.

Начальник службы эксплуатации механизма сцены Геннадий Адамович Ренейский разрешил гостям спуститься в подземелье – так называемый “трюм”. Это место под сценой (18 метров глубиной!), где располагаются важнейшие механизмы. Если вдруг посреди спектакля, откуда ни возьмись, появляется на сцене столик или куда-то исчезает артист, “магия” исходит из “трюма”. А творят её специальные кабинки-подъёмники, похожие на огромные лифты из фантастических фильмов.

юнкор Зорьки сыграл на рояле

“Оставьте меня здесь, мне тут очень нравится”, – в шутку просил Тимофей Сырокваш. Он был впечатлён объёмным пространством “кармана” сцены, заполненным “крупным реквизитом”: копьями, щитами, каретами, столами, стульями, люстрами, зеркалами… Чего только там нет! На изучение “экспонатов” не хватит и месяца! Но всё же парню пришлось покинуть тайник и направиться на урок по вокалу. Под руководством главного хормейстера Нины Иосифовны Ломанович журналисты и юнкоры “Зорьки” стали солистами хора и спели на разные голоса известные произведения. По окончании занятия Тимофей Сырокваш показал суперкласс – блестяще сыграл на рояле.

А после, воодушевлённые, все поднялись на одиннадцатый этаж и… ступили на крышу Большого театра, куда в обычные дни любопытствующим “вход строго воспрещён”. Но под бдительным взором службы охраны театра смотреть вниз с высоты 42 метров было совсем не страшно. Взглядам открылась необыкновенной красоты панорама цветущего солнечного Минска – казалось, именно здесь встречаются небо и земля…

Юнкоровскую команду возглавляла Ольга НОВОЖИЛОВА.

г. Минск.

Фото автора.



Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *