Где таинству не удивляешься

Клуб юного театрала

Таинственный мир театраКогда из зрительного зала следишь за происходящим на сцене, кажется, будто удивительные перевоплощения героев, спецэффекты происходят по мановению волшебной палочки, сами собой. Чудеса рождаются прямо на глазах!

Не каждому зрителю выпадает возможность попасть в мир закулисья, где, собственно, и творят сценических дел мастера: придумывают и шьют костюмы, изготавливают декорации, управляют сложнейшими системами звука, света…

Для юнкоров “Зорьки” Национальный академический Большой театр оперы и балета Республики Беларусь всегда гостеприимно распахивает двери и разрешает побывать там, куда посторонние не допускаются. Генеральный директор театра Владимир Павлович Гридюшко, несмотря на свою занятость, находит время для дружеского общения с любопытствующими почемучками. Минчанам семикласснице Кате Касюк из столичной школы № 205 и её ровеснице-подружке Ане Муравейко из школы № 138 очень понравились экскурс в историю становления творческого коллектива и знакомство с установившимися традициями и планами на 85-й юбилейный сезон.

Начальник службы маркетинга, информации и рекламы Татьяна Александрова и ведущий редак­тор Елена Балабанович сопровождают маленьких коллег, будущих журналистов, искусствоведов во время экскурсии по зданию театра.

Закулисье

Чтобы вечерняя постановка прошла на ура, сотрудники службы эксплуатации механизма сцены, возглавляемые Геннадием Адамовичем Ренейским, начинают работу с восьми утра! Геннадий Адамович даже с закрытыми глазами разбирается в сложнейшей технике и, как о чём-то элементарном, говорит о трёхстах двенадцати электродвигателях и тридцати восьми гидроцилиндрах, благодаря которым всё на сцене оживает. Управляют ме­ханизмами с помощью пульта с двумя компьютерами. Мастер вставляет в отверстие секретный ключик и получает доступ к программам. Сцена разделена на двадцать одну площадку, чтобы режиссёр-постановщик с художником могли на любой соорудить нечто оригинальное. Вращающийся круг позволяет менять место действия оперы или балета.

декорации

В гигантские шкафы складывают мягкие декорации. Позади находится арьерсцена – это площадка размером 15х16 метров с нишами: в верхней – балетная фура, в нижней – оперная (так называются варианты пола). Для удобства танцовщиков балетная фура состоит из слоёв фанеры, между которыми есть промежуток, чтобы покрытие мягко пружинило под ногами.

В мастерской

Как выяснил юнкор Тимофей Сырокваш, девятиклассник столичной школы № 10, оркестровая яма, или “дом для оркестра”, запросто маскируется-прячется с помощью особых устройств. В мастерской по оформлению спектаклей колдуют художники-декораторы. Валентина Александровна Рута ловко, словно “человек-паук”, плела сетку, на которой будет крепиться ткань для задников. Затем материал расстилают на полу, и специалисты за пять-семь дней, в зависимости от сложности картины, переносят изображение с эскиза на холст, увеличивая его в десятки-сотни раз. Начальник мастерских Жанна Николаевна Александрович представила художника-декоратора Демьяна Толстика, который работает в театре свыше сорока лет и награждён медалью “За трудовые заслуги”.

Балетная пачка

За три-четыре, а то и пять месяцев до премьеры в швейных мастерских появляются первые костюмы. Если вдруг оказывается, что ткань не подходит по цветовой гамме, её отдают в красиль­ный цех. “Ого, да это ж плащ Дроссельмейра из “Щелкунчика”! – воскликнули в один голос юнкоры и пожелали сделать селфи на память.

За день “зорьковцы” пообщались с представителями множества театральных профессий, разузнали тысячи секретов и дружно выразили желание снова на экскурсию прийти. А уже завтра целой командой “зорьковцы” будут на премьере.

Ольга НОВОЖИЛОВА.

г. Минск.

Фото автора.



Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *