Властелин волны

Школа юнкора

Евгений ВикторовичЕсли каждый юнкор «Зорьки» тёплым летнем вечером за чашечкой душистого чая с ягодным пирогом, побеседует со своими родными об их профессиях, интересных, трогательных фактах из жизни и запишет эти маленькие мемуары, получится шикарная коллекция историй. А когда мы вырастем, сможем читать их нашим детям перед сном вместо сказок. Ведь каждая семья – это особый мир, где нам хорошо и уютно. И чем больше мы знаем о маме-папе, бабушке-дедушке, тёте-дяде, тем насыщеннее и ярче наша собственная жизнь.

С внуком и дочкой

…Более пятидесяти лет назад мой дедушка – чемпион и рекордсмен БССР по водно-моторному спорту Евгений Викторович Новожилов – участвуя в соревнованиях в Риге, увидел воднолыжников. Ах, как же это было красиво, как здорово! Подобно стреле, спортсмен летел за катером, а за ним высокой водной стеной поднимался искрящийся радужный фонтан брызг! Евгений Викторович увлёкся невиданным для Беларуси видом спорта и привёз в Минск пару водных лыж. Когда он впервые проехал на них по реке, отдыхающие на её берегах люди даже позабыли о своих шашлыках и купаниях – как заворожённые глядели вслед человеку, птицей парящему по водной глади!

Евгений Новожилов

Вместе с братом Виктором и единомышленниками в 1964 году дедушка Женя создал первую в БССР секцию воднолыжников. На первом чемпионате страны среди победителей были и братья Новожиловы. За спортивную карьеру Евгений Викторович завоевал множество медалей и кубков, а затем стал тренером будущих чемпионов.

Афиша

«У нас тренировались и дети видных политических деятелей Кирилла Трофимовича Мазурова, Фёдора Анисимовича Сурганова, Василия Филимоновича Шауро. Первый заместитель Председателя Совета Министров СССР Кирилл Трофимович Мазуров и Первый секретарь ЦК Компартии БССР Пётр Миронович Машеров много помогали на этапах становления воднолыжного спорта, а Пётр Миронович даже тренировался у нас на базе», – вспоминает Евгений Викторович. – Мы были энтузиастами, поднимались в 6 утра и бежали на тренировки, вечером дорабатывали до кромешной темноты. Как-то я вставил в стеклянные банки лампочки и батарейки, прикрепил к буям, чтобы можно было тренироваться на трассе слалома ночью. Да и зимой до меня никто в мире не додумался ездить на лыжах по снегу за машиной или мотоциклом. Кстати, на снегу гораздо сложнее, чем на воде! Наш спорт был очень популярен среди космонавтов! Юрий Алексеевич Гагарин был председателем технического комитета Всесоюзной федерации воднолыжного спорта. Однажды мы с братом поехали в Москву на совещание, слушали доклад Юрия Алексеевича. Затем брат показал ему фотоальбом наших воднолыжников, он с интересом посмотрел, оставил автограф со словами «Эти ребята далеко пойдут». Так и случилось –  нынче белорусская сборная по воднолыжному спорту во главе с Виктором Викторовичем Новожиловым знаменита на весь мир.

С внуком

Над лыжами и моторами катеров-лодок Евгению Викторовичу приходилось «колдовать» самому – коллеги называли его «техническим богом воднолыжного клуба».

27 июня моему дедушке исполнилось 85 лет. Знаменитый воднолыжник и сегодня при деле – создаёт шикарные модели автомобилей, парусных и военных кораблей.

Наша беседа началась с воспоминаний о довоенном детстве.

– Я родился в городе Дмитрове Московской области в семье подполковника и заведующей детским садом. По соседству с нами жил начальник городской милиции, и у него было два сына: Павлик и Женька. Мы сдружились, совместно придумывали шкоды и забавы. Очень любили бегать «в город», огибая отделявшие наш квартал от других районов огромные земляные валы высотой с 7-этажные дома, а зимой катались с них на санках. Пистолеты, рогатки, луки строгали сами, делились на команды и устраивали «военные действия». Строили шалаши, домики для игр. Будучи невероятно любознательным, мог раскрутить и мастерски собрать сложнейший механизм.

Самодельные лыжи

– Кем вы мечтали стать?

– Я зачитывался повестью «Алые паруса» и грезил о море, представлял себя отважным красавцем-моряком в парадном кителе. А ещё хотел стать танкистом, потому что песня «Три танкиста, три весёлых друга» была очень популярной.

– В 1941 году вам было почти восемь лет. Помните начало войны?

– В память врезался эпизод, как я сидел и сосредоточенно делал для игры автомат, и вдруг в небе раздалось еле-еле слышное гудение. Поднимаю голову – вижу, летят самолёты. Внезапно от них отделились маленькие точечки, потом стали расти-расти… Оказалось, что на Дмитровский вокзал сбросили бомбы. В первый день войны отца забрали на фронт. Я и брат остались с мамой. А вскоре, спасаясь от фашистов, к нам приехали родственники из тогдашнего Кёнигсберга. Семь человек разместились в двух комнатах. Когда был оккупирован Дмитров, нашу семью эвакуировали в деревню Пыхино. Запомнилось, как мы мылись в русской печке. Я, согнувшись, заходил внутрь, мама – на четвереньках, туда же вносили таз с водой. Главное потом мне или брату чистенькими не испачкаться в сажу, которая была на всех стенах вокруг!

Евгений

После мы отправились в Москву, жили у родственников. Война была в самом разгаре, и для защиты города от вражеских налётов в небо каждый вечер поднимали аэростаты, похожие на сигары. Вся столица в шахматном порядке была «увешана» ими, вражеские самолёты путались в канаты, наматывали их на пропеллеры и не могли пролететь в глубь города. А на крышах зданий стояли зенитки и пулемёты. Небо чертили прожекторы, если уж поймают самолёт, то не выпустят! Взрослые поднимались наверх и когда вражеская авиация сбрасывала бомбы-«зажигалки», скидывали их вниз, чтобы не загорались дома. В 1943 году отец командовал полком, и его как отличившего на воинской службе направили слушателем в Военную академию имени Фрунзе в Москву. Так воссоединилась семья. Нас с Виктором  однажды пригласили в академию к папе на «ёлку», до сих пор помню, какими вкусными конфетами угощал Дедушка Мороз. Брат был совсем маленький, и когда нам подарили мандарины, он, не зная, что это фрукты, принял их за мячики.

В лесу

– Вы чуть было не пошли по стопам отца?

– Как сын подполковника я в 1944 году был определён в Тульское суворовское военное училище. Мне было 11, по сути, ещё ребёнок. А чем дети занимаются во время войны? Играют в неё. Мы с ребятами на заднем дворе построили блиндажи, доты и вырыли окопы. Внезапно в училище приехала комиссия. Солидный генерал, увидев нас за «боевыми действиями», сказал, что мы молодцы, и начальство должно сделать такую же профессиональную учебную площадку.

А 24 июня 1945 году на Красной площади в Москве прошёл Парад Победы, в котором я также принимал участие вместе с другими суворовцами. Две недели мы каждый день с утра до вечера тренировались. А на параде чётким шагом, идеальным строем промаршировали по площади.

Отец Виктор Иванович служил в Минске начальником военного кабинета Окружного дома офицеров, я заходил к нему, видел за стеклом огромную ракету в разрезе, устройству которой папа обучал стажирующихся у него офицеров.

Новожилов

– А как же мечты о море?

– Без него никак! Военным я всё-таки не стал. В 16 лет поехал в Ригу и поступил в Учебно-курсовой комбинат загранплавания, после окончания которого мы всем курсом отправились на… Дальний Восток. Чухали целый месяц до места назначения. Там я служил на больших судах «Двина» и «Красногвардеец». Запомнилась необычная природа, ледяная вода и … круглосуточный день! Было очень непривычно: ночью выглядываешь в иллюминатор – а на голубом небе светит яркое солнце!

На лодочке

В Минске моя первая работа была немного связана с «морской» мечтой –  я трудился спасателем на Комсомольском озере. Там же для коллег по службе чинил моторы, которые стояли на складе и никому не были нужны. Мне были очень благодарны за помощь. Затем стал членом «Морского клуба», при котором как раз в то время создавалась секция водномоторников. Мы сами строили для себя катера, глиссера, скутера, форсировали моторы. Я досконально изучил таблицу плазовых ординат, без которой ни одно судно не построишь. Вскоре я стал мотористом бронекатера, который использовали для обучения морскому делу будущих военных. А за два года до знакомства с водными лыжами я освоил акваплан. Прочитал о нём в журнале и по чертежу, который там был, в собственном сарае возле дома сделал себе шикарный акваплан. Замечательная вещь! Кладёшь его на воду, ложишься на живот, катер развивает большую скорость, и ты начинаешь подниматься. Нашёл центр тяжести, поймал равновесие –  значит, удержался и едешь; не получилось – значит, упал носом в воду. Кстати, если долго тренироваться, на нём можно делать различные акробатические упражнения, красивые фигуры!

Победа

…В 1949 году Виктор Иванович Новожилов приобрёл для семьи шикарный автомобиль – «Победу»-кабриолет. Через пару десятков лет в гараже Евгения Викторовича тоже «поселилась» красавица М-20 «Победа». В своей «красавице» он заменил детали, мотор, даже внешний вид и внутреннее убранство, и «старушка» более полувека резво бегала на зависть другим автолюбителям. Сегодня на столе у Евгения Викторовича красуется собранная им большая модель «Победы». А нынче дедушка (с моей помощью) мастерит шикарный «ЗИС-110». Сидеть сложа руки – не в его характере.

Алексей ВОЛК, юнкор, школа им. Я. Купалы № 19 г. Минска, 6 класс»А».

Фото автора и из семейного архива.



Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *