“Перапёлачка” от бед спасала

Клуб юного театрала

Артем Александровский с родителями

Среди активистов старшей группы детской редколлегии есть немало ценителей искус­ства: они играют на музыкальных инструмен­тах, разбираются в классике, а слова “театр” “интерес” для них давно стали своего рода синонимами.

Ребята учатся в детской музыкальной шко­ле искусств № 1 имени Л. П. Александров­ской, наслаждаются чудесными концертами в камерном зале имени Л. П. Александровской Национального академического Большого те­атра оперы и балета Республики Беларусь. И, естественно, не раз задавались целью узнать побольше об этой талантливейшей артистке, оперной сцены”.

“зорьковцы” услышали об открытии выстав­ки Один день с Ларисой Помпеевной”, приурочен­ной 115-летию со дня рождения знаменитой певицы,вооружились фотоаппаратами, диктофонами, поспешили в Большой театр Беларуси.

Девочки мечтательно рассматривали воздуш­но-утончённые костюмы из опер “Кармен” и “Пико­вая дама”, изящные концертные платья (которые, к она любила шить своими руками!), драгоцен­ные ожерелья и бусы, с яркими рисунками веера и платочки, зеркальце, подаренное композито­ром Евгением Карловичем Тикоцким, привезённые из заграничных гастролей сувениры.

Затаив дыхание, по очереди постояли перед трю­мо, которого наводила красоту Лариса Помпеевна. витринах – её ордена, блокнот с памятными записями, клавир оперы “Кармен”, в которой ар­тистка блистала с самого открытия в 1933 году Белорусского государственного театра оперы и бале­та.

На стенах – фотографии и раритетные афи­ши спектаклей, хранимые театром с 40-х годов прошлого века. С трепетом юнкоры вчитыва­лись в строчки дарственного адреса по случаю летия творческой деятельности Ларисы Алек­сандровской в 1945 году: “Дарагая Ларыса Пампееўна! Ваша слаўнае імя займае ў белару­скай культуры пачэснае месца побач з лепшымі сынамі беларускага народа Янкам Купалам і Якубам Коласам”. В народе певицу называли белорусским соловьём.

Александровская

Предоставленные Большим театром Бе­ларуси и Музеем истории театральной и музыкальной куль­туры экспонаты восхитили поклонников оперного ис­кусства. Но были среди зри­телей люди, для которых ле­гендарная певица не просто часть истории, а близкий, родной, бесконечно люби­мый человек.

Для пятилетнего минчани­на Артёма Александровского Лариса Помпеевна – прапраба­бушка. Мальчик уже интересует­ся историей своего семейства, расспрашивает у папы Андрея мамы Юлии о родственниках. Андрей Андреевич не застал в живых свою прабабушку Ла­рису, но отец рассказывал немало интересного об её жизни. Поэтому Артёму и его младшей сестричке, когда те подрастут, предстоит услышать множество увлека­тельных историй о легенде оперы, о сильной, но в то же время очень отзывчивой, постоянно заботящейся о благе других женщине.

Артёмка пока не знает, с какой профессией захо­чет связать свою взрослую жизнь, но душа его “с пелё­нок” тянется к прекрасному. Он увлечённо занимается танцами, а выходя на сцену, мастерски перевоплоща­ется в разные образы. Обожает весёлую музыку. Од­нажды на представлении в цирке мальчонку буквально зачаровала игра оркестра, а больше всего покорили барабаны. И теперь он просит родителей отвести его в музыкальную школу. На выставке, посвящённой его знаменитой прапрабабушке, Артёма особенно впе­чатлили фотографии Ларисы Помпеевны: она гармо­нична в любой роли, с ослепительной улыбкой, искря­щимися глазами и завораживающим взглядом.

“Звёздная артистка” была необыкновенно деятель­ным человеком. Когда-то она посоветовала выбрать место для оперного театра именно на Троицкой горе и принимала активное участие в строительстве зда­ния, украсившего город навсегда. Немногие знают, что и столичный цирк располагается на своём месте по адресу проспект Независимости, 32 тоже неслу­чайно. Лариса Александровская вмешалась в планы градоначальников, которые хотели “забросить” цирк на окраину Минска, и настояла, чтобы его возвели в центре.

Александровская Л. П.

Некоторые моменты из жизни первой в истории нашей страны народной артистки СССР мы можем нарисовать в воображении благодаря страницам её дневника. “Пою я с тех пор, как помню себя, – писала оперная дива в воспоминаниях, – пробовала играть на балалайке, мандолине, гитаре… Очень огорчало меня, что пальцы не охватывали гриф балалайки и особенно гитары. Вспоминаю – по утрам, проснув­шись, “вытягивала пальцы”, а чтобы легче скользили – смазывала гриф сливочным маслом…”

В доме друзей родителей Александровской было старенькое пианино, и Лариса, когда приходила к ним, часами просиживала за ним, нажимала на клави­ши, сочиняла мелодии: “Сидела дотемна, не зажигая лампы, а потом уходила домой. Ни нот, ни какого-ли­бо знакомства с инструментом никто не давал: я само­стоятельно что-то проделывала, а про меня и забыва­ли, что у них в гостиной нахожусь…”

О годах Великой Отечественной войны певица вспоминала так: “Объятый пламенем Минск, с неба низвергаются бомбы, бомбы, бомбы… А ведь это только второй день войны! Босая, в одном платье, пробираясь через чащобу и болота, без пищи и воды, бреду с толпой таких же обездоленных на восток… Рядом шагает мой Игорь. Неделю назад ему сделали операцию по удалению аппендицита и не успели снять швы. Игорь держится молод­цом: ему уже десять лет и надо показывать пример пятилетнему Вите, нашему соседу по дому, которого мы успели взять с собой”.

Лариса Александровская позировала скульптору, который изваял центральную фигуру сель­ской женщины-труженицы – в скульптурной композиции фасада Дворца культуры профсоюзов.

В 1941–1945 годы певица выступала перед солдатами с выездными концертами, часто ис­полняла белорусскую песню “Пе­рапёлачка”. Однажды к Ларисе Александровской подошёл лётчик и рассказал, что звучавшая по радио в кабине самолёта “Пера­пёлачка” в её исполнении, помог­ла ему долететь на подбитой “пти­це” до аэродрома и благополучно посадить “махину”.

Говорят, однаж­ды, когда гранд-дама белорусской оперы была на гастролях в Париже, послан­ную в Минск телеграмму она подписала: “Ваша Лариса Помпеевна Кармен”.

Юнкоров воодушевляла

Ольга НОВОЖИЛОВА.

Фото автора.



Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *