Какие проблемы могут возникнуть в школе

Наедине с психологом

uchitel«В середине учебного года я оказалась в новой школе, так как мы переселились в район новостроек. Легко сдружилась с одноклассниками, а вот классная… Не понимаю: для чего она намеренно ссорит ребят? Периодически кого-то выделяет, захваливает, а остальных ругает. Причём тот, кого Елена Владимировна хвалит, не слишком-то этому рад, поскольку на него все обижаются и обзывают любимчиком. Для нашей учительницы лучшая ученица всех времён и народов – Полинка:

– Вам ничего нельзя поручить! А на Полину всегда можно положиться!

Не очень приятно такое слышать. Хотя ребята стараются выполнять просьбы, но всё равно педагог вечно недовольна. В школе недавно проходил конкурс плакатов. Требовалось предоставить коллективную стенгазету. Мы решили собраться после уроков и вместе готовиться. Все согласились. А Полина пошла домой. «Звезда» заявила, что у неё другие планы. Наше художество заняло в итоге последнее место, и, конечно же, Елена Владимировна всыпала по первое число. А про любимицу сказала:

– Если бы Полинка рисовала, мы бы взяли первое место! Вы вечно умудритесь испортить!

В прежней школе подобного не наблюдалось. Классная никому предпочтения не отдавала. И если кто-то из учеников был неправ, с ним беседовала наедине».

Вероника Д.

г. Гомель.

Я думаю, что тебе повезло: ты имела возможность обучаться в старой школе у истинного профессионала, по-настоящему любящего своё дело. Наверняка не ко всем она относилась одинаково: учитель ведь живой человек, и у него тоже есть свои симпатии и антипатии. Но твой предыдущий классный руководитель умела выбрать верный тон в общении с учениками, находить и развивать их сильные стороны, могла тактично поправить ошибки своих подопечных и подчеркнуть их способности. К сожалению, не всякому педагогу это дано. В учительской профессии необходимо уникальное сочетание знания предмета и тонкого чувствования другого человека, умение сплотить коллектив и внимание к индивидуальности каждого, любовь к детям и одновременно твёрдость, а порой и строгость. Такой набор разносторонних качеств имеется далеко не у любого школьного преподавателя. Однако даже те из них, которые не совсем соответствуют занимаемой должности, тоже учат вас чему-то важному. Когда ты, например, станешь мамой, то вряд ли будешь одного своего ребёнка бесконечно ставить в пример другому. Не потому ли, что в школьной юности встретилась Полина, которую постоянно хвалили, не замечая положительного у других учеников? Ещё нужно научиться не завидовать тому, кого выделили с лучшей стороны, а искренне за него порадоваться. Не считаешь ли ты, что твои новые одноклассники не очень-то мудры, раз называют того, кому досталась похвала, любимчиком и отторгают его?

Почему бы самим не завести на классном часу разговор о том, что тревожит? О том, как достойно принять поражение в конкурсе, как увязывать личные планы с общественными, о том, почему игнорируются успехи всех ребят, кроме Полины. В старой школе класс объединялся по инициативе учителя, а в новой попробуйте это сделать по инициативе учеников. Но только на основе поиска решения проблемы, а не претензий. Возможно, для создания дружного коллектива не хватало именно тебя, новенькой, увидевшей конфликт со стороны и предложившей построить более комфортные отношения. У вас есть право голоса – учитесь его использовать.

Вы уже знаете, что критика разъединяет, поэтому не осуждайте Елену Владимировну. Избегайте «вы-утверждений» типа «Вы хвалите только Полину, а нам обидно». Заменяйте их «мы-утверждениями», что-то вроде «мы очень старались нарисовать красивый плакат, но не удалось. Давайте разберёмся: почему?» Пусть учительница конкретизирует: «Хотелось знать, когда мы не справились с поручением. А вспомните, когда у нас всё получилось».

Ты пишешь, что вы выполняете просьбы педагога. Значит, она не приказывает, а просит вас о чём-то. Это уже знак деликатности. Поищите и в её поведении удачные поступки. Если искренне, открыто и откровенно поговорите, это будет полезный жизненный опыт для всех.

фриланс
фриланс

«Помните анекдот про первоклассника, который разочаровался, узнав, что школьная волынка аж на десять лет? Так вот я и есть тот мальчик. К третьему классу мне уже было в тягость писать-читать-считать. Родители изо всех сил заставляли держаться по баллам в середнячках. А к восьмому году я совершенно потерял интерес к учебё. Зачем сушить мозги, если потом всё равно в жизни ловко устраиваются одни хапуги и бывшие лоботрясы?»

Саша С.

г. Гродно.

Очень тревожное письмо. Беспокоит не только твоё отношение к учёбе, но и к людям. Если обучение воспринимать как «сушку мозгов», а не их развитие, как способ поуютнее устроиться в будущей жизни, а не интерес к самой жизни, одиннадцать лет превращаются в годы мучений ради того, что якобы когда-нибудь потом будет хорошо. «Потом хорошо» не наступит, потому что появится привычка к недовольству, привычка воспринимать жизнь как нудную подготовку к чему-то. Вторая опасность – осуждение тех, кто «ловко устроился в жизни». Давай разберёмся, что ты понимаешь под этим. Богат? Сорит деньгами? Бездельничает, а материальными благами пользуется? Тогда почему очень состоятельные люди нередко трудятся до седьмого пота? Разве счастье меряется величиной банковского счёта? Может быть, есть разница между деньгами, заработанными честно и «нахватанными»? Каких денег ты желаешь себе? Если первых – добывай знания, занимайся не ради отметок, а для того, чтобы раскрыть личные способности. Что касается лоботрясов, то тут замечено верно. Зачастую жизненных успехов достигают люди, не отличавшиеся прилежностью в учёбе. Пока один работает на золотую медаль и выкладывается на всех дисциплинах, лоботряс находит легчайший способ продемонстрировать миру свои таланты. Но и тут знания необходимы. Поэтому человек, ничем не блиставший в школе, повзрослев, упорно учится. Отбрасывает детскую лень и усердно создаёт собственное дело. Однако, если бы ещё в школе он определился с приоритетами, путь к цели был бы короче и успешнее.

Советовала

Нелли КСЕНЕВИЧ.



2 комментария по теме “Какие проблемы могут возникнуть в школе

  1. на самом деле таких учителей очень много. просто кто-то проявляет это в большей степени. что же, всех выгонять?

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *