”При слове “Бобруйск” собрание болезненно застонало. Все соглашались ехать в Бобруйск хоть сейчас. Бобруйск считался прекрасным высококультурным местом”, – ну как после прочтения таких фраз из знаменитого романа Ильи Ильфа и Евгения Петрова “Золотой телёнок” усидеть в Минске? Не теряя времени даром, “зорьковцы”-старшеклассники решили съездить на двухдневную экскурсию в столицу Приберезинского края.
Первое, что впечатлило в “высококультурном месте”, – бесчисленное множество бобров, бобрих и бобрят, милых до невозможности! Они “восседают” на заборах, скамейках, стоят на лужайках в парках, на улицах и гостеприимно привечают туристов. Есть зверёк-пожарный, генерал, продавец молока, книголюб, дворник с метлой. Но большинство хвостато-зубастых символов города по внешности –интеллигентные джентльмены, облачённые в богатые сюртуки и любезно помахивающие прохожим шляпами.
Возглавляет сие братство Лазарь Самуилович – почти двухметровый добряк с алмазной улыбкой. Застыл в бронзе на самом людном месте – напротив рынка. Жители утверждают: если старательно потереть ему носик, лапку или цепочку – жди счастье.
Загадать желание можно и возле говорящей скульптуры героя “Золотого телёнка” Шуры Балаганова. Хитро ухмыляющийся “сын лейтенанта Шмидта” стоит на перекрёстке улиц Пролетарской и Александра Сергеевича Пушкина возле старейшей водонапорной башни 1927 года постройки. Сейчас внутри ресторан “Чырвоная вежа”. Ежедневно в 19:40 часы на крыше наигрывают узнаваемую еврейскую национальную мелодию “Семь сорок”.
Бобруйчане любят повторять, что город раскрашивает небо в цвет мечты, траву – в цвет любви, а дома – в цвет надежды. Здания действительно радуют глаз – нежно-розовые, светло-голубые, оранжево-коричневые, бежево-жёлтые. Мало где сохранилось столько кварталов с аутентичной застройкой в стиле модерн конца XIX–начала ХХ века, где жизнь по-прежнему бурно кипит – работают офисы, магазинчики.
Сине-зелёный, точь-в-точь как в сказке описывается, дом купчихи Кацнельсон – уникальный памятник деревянного зодчества. Бытует версия, будто бы небывалая богачка Пая-Брайна Кацнельсон, в 1912 году путешествуя по Прибалтике, увидела здание, восхитилась его красотой и выкупила, велев по частям перевезти себе на родину.
Среди однотипных зданий современной архитектуры выделяется похожий на надломленную деталь конструктора LEGO жилой “дом-скворечник”, построенный в 1980 году. Напоминает он знаменитую японскую Капсульную башню в Токио.
Не так давно, по уверению горожан, к ним в гости якобы прилетели инопланетяне и теперь подают своим сородичам сигналы с крыши Ледового дворца “Бобруйск-Арена”, который похож на летающую тарелку. Для съёмок матчей фильма “Легенда № 17” восемь лет назад “Арену” превратили в японский город Саппоро, где проходили Олимпийские игры 1972 года.
Через город протекает река Березина. По ней туда-сюда снуют байдарки и каноэ, а в половодье курсирует теплоход “Мечта”. Но нам пришлось довольствоваться лишь фотографиями на фоне гордого белого красавца, потому что речка обмелела.
В прежние времена люди говорили о Бобруйске как о крепости. Двести лет назад здешняя цитадель была самой мощной и неприступной во всей Европе. В 1812 году, когда разразилась война, она выдержала четырёхмесячную осаду французских войск. Крепость возводили тысячи солдат и крепостных крестьян, территория занимала более ста двадцати гектаров и имела улицы, даже площади!
Половина строений крепости, хоть и не в идеальном виде, но сохранилась. Их используют киношники в качестве декораций. “Зорьковцы” застали процесс работы съёмочной группы киностудии “Беларусьфильм” над приключенческой картиной о поиске сокровищ Радзивиллов “Следы Апостолов-2”.
Возле отеля “Турист”, где ночевали юнкоры, остановился автобус с надписью “Киносъёмочная”. В нём расположилась передвижная костюмерная. Из четырёхсот бобруйчан, желающих засветиться на экране, отобрали семьдесят восемь актёров для массовых сцен. Среди счастливчиков оказалось и двадцать пять местных ребятишек от шести до двенадцати лет. Брали исключительно худеньких, ведь им предстояло исполнять роли заключённых в концлагере. Несколько дней художник-постановщик Дмитрий Бровкин с командой декораторов готовил площадку. Старинный казематированный люнет крепости с помощью колючей проволоки “загримировали” под фашистскую часть 1944 года, где эсэсовцы проводили секретные опыты над заключёнными.
Когда на объект приехал режиссёр Сергей Вадимович Талыбов, юнкоры поинтересовались у мастера о деталях творческого процесса. Сергей Вадимович рассказал, что половина фильма готова, зимой предстоит ещё отснять “французскую линию” сюжета. Оператор-постановщик Максим Куровский добавил, что изображение пройдёт через этап цветокоррекции: каждый кадр окрасят в тёплые тона, чтобы зритель поверил в правдивость исторических съёмок.
Необходимые визуальные эффекты “дорисуют” на компьютере, поэтому безопасности актёров ничего не угрожает. Картина выйдет на экраны в 2020 году.
На месте бывшего судоремонтного завода в апреле учёные обнаружили сенсационный артефакт – древнерусский шлем X-XI веков. Это первая подобная находка на территории Беларуси. И если раньше практически ничего не было известно о том, что происходило на бобруйских землях до XIV века, то теперь, похоже, приоткрывается дверь в прошлое. Раскопки продолжаются. Датой возникновения Бобруйска считается 1387 год, когда он впервые упоминается в грамоте великого князя Литовского Ягайло. Но, скорее всего, учёные, основываясь на артефактах, “состарят” город на три-четыре века.
…Указатель на бобруйской улице Пролетарской ориентирует, что отсюда 141 километр до Минска, 2403 километра до Барселоны, 1748 километров до Рима, 615 километров до Москвы и аж 15 003 километра до Сиднея. Мы выбрали маршрут до Минска, ведь недаром бытует поговорка: в гостях хорошо, а дома лучше.
Юных краеведов вдохновляла Ольга НОВОЖИЛОВА.
г. Минск – г. Бобруйск – г. Минск.
Фото автора.