Кто-то посчитает самобытные вещи из прабабушкиного сундука хламом и определит на постоянное “местожительства” на чердак, в чулан, сарай, а то и вовсе выбросит вон. Другие, как юные этнографы из 25-й столичной гимназии, рассмотрят в “ископаемых” раритеты, почистят, починят, на экспозиционную полку поместят, а там, глядишь, и научно-исследовательскую работу посвятят.
1914 экспонатов историко-этнографического музея “Невычэрпная крыніца гісторыі” способны поведать о национальных традициях и обычаях больше, нежели любой учебник. Фундамент коллекции в 1987 году заложила Алина Казимировна Похвалённая, учительница белорусского языка и литературы. В ту пору в деревню Галевцы Несвижского района отправилась первая фольклорно-этнографическая экспедиция. Затем был проложен маршрут до населённых пунктов Брестские Мядельского района, Зелёная Дуброва Борисовского района. Отовсюду краеведы возвращались с солидным багажом “трофеев”, а затем долгими зимними вечерами разбирали запасы, черпали информацию о них из документальных и художественных источников.
По мере пополнения фонда стали нужны компетентные помощники. Так, помимо руководителя, музей обзавёлся директором: в настоящее время им являетс одиннадцатиклассница Аня Трофимова. Подготовка экскурсоводов началась на занятиях факультатива и кружка “Спадчына”. Имеется свой “штатный” художник и дизайнер: объёмные работы требуют качественного оформления.
По результатам полученных “досье” ребята разработали цикл лекций “Крылы і льняныя рушнікі” для одноклассников, родителей, педагогов, гостей. Во многие повествования вложена частичка истории собственной семьи, потому рассказы никогда не звучат словно механически заученный текст. Так, шестиклассник Саша Юшкевич в закромах родственников нашёл коловрот – инструмент для прядения шерсти, пеньки, а его бабушка Софья Прокофьевна провела мастер-класс и наглядно пояснила, как пользоваться замысловатым предметом. Любопытный клад откопали и Лиза Ионова с тётей, когда пололи грядки в деревне Новая Старина. Угольный прапрадед современного электрического утюга разве что внешним видом чуточку выдаёт родственные узы. Полистав сведения, гимназисты выяснили, что и в ту далёкую пору применялись спиртовые, газовые, алюминиевые, наплитные утюги. Кроме родных, белорусских, в музее также представлены немецкие, польские, литовские экземпляры.
Полина Фалалеева притащила домотканый льняной мешок. “Тоже мне, экспонат!” – разочаруетесь. А вот не скажите: прабабушка по материнской линии поведала правнучке об особенностях изделия. Чтобы с лёгкостью отличить своё от соседского, хозяюшки придумывали различные узоры: пускали крашеную нить, кроили вдоль либо поперёк волокон, выворачивали швы с изнанки налицо. Бабуле Кости Михайловского принадлежала ажурная, словно вытинанка, скатерть. Из деревни Видзы Браславского района “прибыл” тяжеленный безмен…
Исследовательские труды старшеклассников не остались незамеченными на самом высоком – республиканском – уровне. Аня Трофимова решила узнать о судьбе тех врачей и медсестёр, которые под “аккомпанемент” снарядов и канонад спасали жизнь другим. Саше Горбачёвой тему подсказал случай: посещая Любанщину, на одном из обелисков павшим воинам заметила имя однофамильца. Расспросив прабабушку Анну Лукьяновну, удалось доподлинно установить, что погибший боец Евстрат Денисович Горбачёв не просто однофамилец, а прадедушка девочки. Генеалогическое древо семьи Маши Плакса изучено до 1860 года и насчитывает 5 колен. Историческая наука ж такая… Сплошные многоточия…
Татьяна ГУЛЯЕВА.
г. Минск,
гимназия № 25.
Фото автора.