Батлейка — тумбочка, в которой живут чудеса

Новости

batlleika…Шестнадцатый век. Минск. Воскресный день. Ярмарка в разгаре.

– Булки, свежие бублички! Только что из печи достала!

– Бусики, серёжки, колечки! Кавалеры, покупайте барышням!

Но основная масса потенциальных покупателей уже перестала обращать внимание на призывные окрики. Городской люд пытается протиснуться поближе к странствующим артистам, которые установили миниатюрную деревянную церквушку. Стены её украшены разноцветной бумагой и тканью. Пол устлан кроличьим мехом, чтобы персонажи бесшумно передвигались. На верхнем этаже обитают важные кукольные персоны – Дева Мария, Младенец Иисус, ангелы, святые, на нижнем – царь, его охрана, простые люди и чёрт.

Кто-то в толпе недовольно басит.

– Тише ты! Поспорить и завтра сможешь, а комедиантов потом долго ждать.

Воцарившуюся тишину нарушает музыка. Зрители с детским любопытством следят за развитием сюжета интермедии…

Около четырёх столетий батлейка пользовалась огромной популярностью. В двадцатом же веке она всё меньше и меньше привлекала публику и с течением времени практически исчезла, отмерла. В столице, к примеру, последнее представление состоялось в 1915 году. Однако сейчас наблюдается возрождение этого жанра народного творчества. Чтобы больше узнать о нём, а также увидеть в кукольном театре самый первый спектакль «Царь Ирод», я специально отправилась в Национальный музей истории и культуры Беларуси.

Слово «батлейка» происходит от польского «Betleem» (так жители Польши называли Вифлием, где по приданию родился Иисус Христос). Изначально ставились произведения исключительно на библейскую тематику. Позже батлейка переходит из рук монахов и гимназистов к ремесленникам, которые таким образом подзарабатывают рублик-другой. В репертуаре появляются народные драмы, бытовые сценки. Построенные на фольклорном материале, они высмеивали тех, кто эксплуатировал народ: пана, корчмаря. Человек, управляющий марионетками, безусловно, был талантлив: каждую куклу приходилось озвучивать особенным голосом, а также «по совместительству» выполнять обязанности режиссёра-постановщика, художника по костюмам. Из города в город, из деревни в деревню театр перевозили на санях. Существовали батлейки, по размеру не превышающие современной тумбочки.

Два кукловода спрятались за кулисами реконструированной могилёвской батлейки девятнадцатого века, зазвенел бубен – и, также как лет этак двести-триста назад, зрители смеются, переживают вместе с героями пьесы.

Юлия ЯСЮЧЕНЯ,
студентка 2-го курса Института журналистики БГУ.



1 комментарий по теме “Батлейка — тумбочка, в которой живут чудеса

  1. «……Шестнадцатый век. Минск. Воскресный день. Ярмарка в разгаре.

    – Булки, свежие бублички! Только что из печи достала!

    – Бусики, серёжки, колечки! Кавалеры, покупайте барышням!

    – Тише ты! Поспорить и завтра сможешь, а комедиантов потом долго ждать….»

    😉

    А, наверное, в 16 веке в Минске на ярмарке «музыка» разговоров и форма обращений друг к другу была несколько иная?

    Но сам по себе факт того, что Зорька не первый раз выносит тему театра «Батлейка» — превосходен!

    Спасибо.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *