Туристско-краеведческая работа и туризм являются неотъемлемой частью гражданско-патриотического воспитания. На занятиях в объединениях туристско-краеведческого профиля, во время туристских походов, соревнованиях и других массовых мероприятиях ребята укрепляют здоровье, приобретают навыки и умения, необходимые в будущей жизни.
Изучение родного края, окружающей природы расширяет кругозор, воспитывает патриотизм и любовь к Родине. Для любителей активного отдыха, стремящихся к расширению внеурочной деятельности, усилению мотивации к занятиям физической культурой и спортом рекомендую обратить внимание на организацию туристских походов.
Туристский поход – массовая активная форма деятельности, использование которой позволяет решать познавательные, воспитательные, коммуникативные, оздоровительные и спортивные задачи. Занятия туризмом способствуют развитию морально-волевых качеств: дружбы, коллективизма, взаимовыручки. Участие в туристских походах, экспедициях и других мероприятиях воспитывают находчивость, мужество, умение преодолевать трудности в сложных ситуациях, самостоятельность, честность, ответственность за порученное дело, требовательность к себе и товарищам, а так же способствует приобретению расширенных знаний об окружающем мире и его развитии.
В процессе занятий есть возможность знакомиться с природой и достопримечательностями родного края, ведётся краеведческая работа, собираются интересные факты и легенды, связанные с местами, где проходил разработанный маршрут, на практике применяются знания топографии, ориентирования, охраны природы.
Важным фактом является то, что туризм даёт нам здоровье и отвлекает детей от вредных привычек. Пешеходный туризм – самый массовый и самый доступный вид туризма. Главная задача занятий по туризму – удовлетворить естественную потребность воспитанников в непосредственном познании мира, своего края; показать, как он прекрасен, воспитать активную любовь к нему, преданность народу и земле, на которой им посчастливилось родиться.
Теоретические занятия туризмом взаимосвязаны с краеведением, географией, экологией и топографией. Объектами краеведения является природа края, население и экономика края, его история и искусство, входящими в туристскую подготовку детей школьного возраста. Краеведение как одна из сторон теоретической подготовки школьников, может удовлетворять главную человеческую потребность – стремление к познанию окружающего мира, тем самым создавая условия для развития познавательных способностей.
Воспитанникам Новогрудской спецшколы-интерната каждый год предоставляется возможность побывать в двухдневном походе по маршруту Новогрудок–агрогородок Валевка–озеро Свитязь–город Новогрудок. И на этот раз ребята отправились в поход, целью которого стало привлечение учащихся к активному отдыху на свежем воздухе; привитие им любви к природе и спорту; сплочение коллектива воспитанников, учителей, воспитателей и родителей, развитие интересов и формирование стимулов у школьников и воспитанников приобретению туристско-краеведческих знаний, умений и навыков, пропаганда и популяризация здорового и безопасного образа жизни; отработка практических навыков поведения в сложных и экстремальных ситуациях; восстановление психофизических сил и здоровья детей, их адаптация к жизни в обществе.
– Я каждый год на протяжении четырёх лет участвую в таких походах. Убедился, что походная жизнь учит многому. В туристском походе уж точно научишься переносить тяжести: рюкзак в этом – главный учитель. Научился оказывать помощь пострадавшему товарищу, преодолевать любые препятствия, – отметил ученик 10-го класса «Б» Глеб Макаревич. – Туриста не тревожит отсутствие крыши над головой – он сумеет организовать свой ночлег. Туристу не страшны ни холод, ни жара. Ведь, как говорится: «Нет плохой погоды, если есть хорошее снаряжение». Чего только ни умеет делать человек с рюкзаком!
– Второй год принимаю участие в походе. Туризм – это путешествие в свободное время по интересным местам, когда отдых сочетается с элементами спорта, – подчеркнул ученик 9-го класса Дима Кепель.
– В каждом из нас живет интерес к путешествиям. Прогулки, походы, экскурсии, соревнования – это то, что нам даёт всестороннее развитие, – считает ученица 10-го класса «А» Настя Левашко.
– В туристских походах закаляем свой организм. Укрепляем здоровье, развиваем выносливость, силу и остальные физические качества, – рассказал ученик 10-го класса «Б» Артём Линченко. – Также мы учимся ориентироваться на местности, учимся преодолевать естественные препятствия, учимся самообслуживанию.
– Туристская деятельность приобщает нас к труду. Туристские походы, «робинзонская» жизнь в палатке, вечерние посиделки под звёздным небом у жаркого костра – вот где «зарыт» настоящий клад активных и самостоятельных действий, – подытожил ученик 10-го класса «А» Владислав Кветка.
В конце двухдневного похода воспитанники и педагоги сделали для себя вывод, что в результате проведения походов происходит укрепление здоровья, воспитание трудовых навыков, нравственных и физических качеств. В походах мы занимаемся благоустройством бивака, приготовлением пищи на костре, техникой спортивного туризма, изучаем историю родного края, учимся правильно оказывать первую медицинскую помощь, участвуем в культурно-спортивных мероприятиях, выживаем в экстремальных ситуациях. Все это воспитывает чувство коллективизма, школьники и воспитанники учатся быть чуткими друг к другу, беспощадными к нарушителям дисциплины и порядка.
Туризм способствует повышению качества учебно-воспитательного процесса. На основе данного исследования есть наблюдения, что активно используемые средства туризма развивают и обогащают интерес детей к изучению материалов о малой Родине и родном крае. Туристская деятельность благоприятно влияет на гармоничное развитие личности школьника.
Для наших детей двухдневный поход – способ активного отдыха, увлекательное занятие, наполненное романтикой необыкновенного образа жизни.
Ольга Владимировна РАДЧЕНКО,
воспитатель 10-го класса.
г. Новогрудок,
специальная школа-интернат.