В современном мире проблемы экологического характера глобальны, и мы убеждаемся в этом с каждым днем. Экологическому воспитанию дошкольников в нашем учреждении уделяется особое внимание. Поэтому педагоги приняли участие в реализации проекта «Зелёные школы». Основной целью которого было внедрение эффективной образовательной модели в область экологической направленности образования.
Проект «Зелёные школы» – комплексный образовательный проект, направленный на формирование у обучающихся ценностного отношения к природе и его ресурсам.
В работу по реализации проекта «Зелёные школы» были вовлечены воспитанники 5-7 лет, педагоги, родители. Совместно со всеми участниками проекта изготовили «Экологическую тропу» для изучения ближайшего окружения.
Педагоги способствовали формированию у детей умений понимать, любить и уважать окружающий мир, бережно к нему относиться. Это, в первую очередь, воспитание гуманизма, доброжелательной и эмоциональной отзывчивости, интереса к природной среде.
Для меня, как для молодого специалиста, приступившего к реализации проекта, это был действительно интересный и познавательный опыт. Я узнавала что-то новое вместе с детьми. Уже знакомые мне явления, процессы, происходившие в природе, представали перед глазами совершенно с другой, удивительной стороны. Я, как и ребята, стала многое замечать во время прогулок и наблюдений. Например, поведение ворон нас забавляло: всем известные пернатые друзья, не стесняясь, важно ходили по участку, иногда даже принося с собой «гостинцы» в виде скорлупок от грецких орехов. Даже доходило до ссор за право обладать найденным угощением.
В ходе проведения акции «Помоги пернатым», родители наших воспитанников смастерили скворечники и в преддверии весны разместили их на деревьях растущих на территории нашего учреждения. Я переживала, что птицы могут настороженно отнестись к постройкам и они останутся пустовать. Но сколько же было радости и чистого восторга, когда мы с детьми заметили, что скворцы охотно заселяются в новые жилища.
Следующим запоминающимся этапом был проект с бабочками. Воспитанники старшей группы №1 стали свидетелями жизненного цикла насекомых, начиная от кокона до прекрасного превращения в бабочку. Самый продолжительный период — период ожидания, когда же из вашей куколки вылупится бабочка. И вот в одно прекрасное утро, когда дети пришли в детский сад, обнаружили бабочку, радости детей не было предела! Очень пушистая, красивая и бархатистая. Кормили её соком фруктов.
Новые эмоции мы получали от самых разных вещей: рассматривали и сравнивали растения и цветы, которые растущие по всей территории детского сада, наблюдали за работой пчёл, поведением муравьёв и пауков. Их внешний вид иногда вызывал удивление и вопросы, на которые хотелось найти ответ. Мы много экспериментировали, проводили опыты с воздухом, водой, песком и другими природными материалами, так как нашим спутником всегда был вопрос «почему?». Всё это было как волшебное путешествие, в котором мы находили ответы и с большим интересом двигались дальше.
При реализации проекта педагоги подготовили материал и оформили развивающие игры по экологии, которыми пользуются в свой работе. Проводилось множество акций, развлечений, игр («Сохраним жизнь дереву», «Новая жизнь в обмен на крышечки», «Поможем пернатым») и др.
В период работы над проектом у воспитанников расширились знания о взаимосвязях живой и неживой природы, сформировались представления о значении её в жизни человека; элементарные навыки рационального использования природных ресурсов.
Стоит отметить, что подобный опыт был увлекательным не только для воспитанников, но и для педагогов и родителей.
По итогам работы над образовательным проектом «Зелёные школы» за 2020-2022 гг. государственное учреждение образования «Детский сад №18 г. Гродно» получило диплом II степени с присвоением статуса «Зелёная школа».
Хочется вспомнить слова В. А. Сухомлинского: «К тому, кто был глух к природе с детства, кто в детские годы не подобрал выпавшего из гнезда птенца, не открыл для себя красоты первой весенней травы, к тому потом с трудом достучится чувство прекрасного, чувство поэзии и простая человечность».
Ольга Сергеевна КОРОЛЬ,
воспитатель дошкольного образования.
г. Гродно, детский сад № 18.