Великая Отечественная война унесла много жизней и стала одной из самых чудовищных трагедий XX века. С каждым годом свидетелей этих кровопролитных событий становится всё меньше, поэтому особенно важно успеть сохранить воспоминания очевидцев.
Пенсионерка из Молодечно Александра Викторовна Казунка своими глазами видела ужасы войны. Ей было четыре года, когда в июне 1941 года немецко-фашистские захватчики оккупировали территорию Белоруссии. До войны семья Саши жила в Минске. После начала страшных событий девочку вместе с тётей отправили в деревню к бабушкиной сестре. Мама осталась в городе, но вскоре на её глазах разбомбили их дом, и она пешком пришла в Жуковец.
После расселения немцев жителям деревни приходилось ютиться по три семьи в одном доме. Взрослых заставляли работать – копать окопы. Еды не хватало, приходилось обменивать одежду на молоко для младшего брата.
Иногда в деревне укрывались беглые военнопленные. Многие из них становились партизанами и агитировали на это местных жителей. Вскоре в отряд отправились отец и другие родственники Шуры. Партизаны минировали железную дорогу, устраивали засады на немцев. Когда не было времени на полноценный ночлег, спали на ходу. Часто партизаны сами находились в окружении, попадали в плен.
Отец девочки дважды оказывался в концлагерях, но пробовал сбежать. Первый раз они с сокамерником за несколько недель прорыли подкоп и исчезли. Второй побег был менее удачным: мужчину схватили и посадили в камеру смертников. Сбежать удалось благодаря советскому офицеру, работающему в Гестапо.
По воспоминаниям нашей героини, в 1944 году жителей деревни собрали и повезли в Тростенец, но три подводы смогли свернуть с дороги. Проехав несколько километров, оказались в деревни Брили. Местные жители приютили, кормили чем могли. Когда прятались от фашистов, жили в шалашах в лесу. Однажды одна из женщин пошла в деревню и вернулась с радостными криками: «Наши! Наши!». Не верящие в своё счастье люди встречали освободителей со слезами на глазах, несли солдатам хлеб, молоко – всё, что было.
Вскоре семья Александры возвратилась в родную деревню. После освобождения Белоруссии отец девочки отправился на фронт, в тяжёлую артиллерию, дошёл до Берлина и встретил победу в Германии.
– События тех лет до сих пор у меня перед глазами. Я видела всё: голод, стрельбу, смерть, – вспоминает Александра Викторовна. – Война страшней всего на свете. Только бы её не было.
Возвращаясь с войны, отец Шуры привёз чемодан бумаги: и рулоны, и большие конторские журналы – для того, чтобы дети могли учиться. Женщина вспоминает, что букварь был один на всю деревню, поэтому папа сделал для детей рукописный. Когда чернил не было, писали сажей, делили один карандаш на несколько человек. Ребята были дружные, несмотря на разницу в возрасте: бок о бок с семилетними учились и дети постарше. После окончания начальной школы приходилось учиться в другой деревне за девять километров.
В юности судьба забросила Александру в Узбекистан. Однажды она была на уборке хлопка, и вдруг ребята говорят: «Шура, посмотри!» Она обернулась и увидела аиста, а на горке – его гнездо.
– А я смотрю и плачу, думаю: может, это наш бусел! И такая ностальгия!
Вскоре Александра Викторовна Казунка вернулась на Родину, всю жизнь проработала медсестрой, воспитала детей, дождалась внуков и правнуков. И сейчас мечтает только об одном: чтобы они жили под мирным небом.
Дарья ВАЛЬЧИК,
г. Молодечно,
центр творчества детей и молодёжи «Маладзік»,
кружок «Школа журналистики».
Фото автора.