Здравствуйте! Меня зовут Александра Карпало, учусь во 2-м классе. Хочу рассказать про судьбу моей прабабушки в годы Великой Отечественной войны.
Моя прабабушка Любовь Кирилловна Филиппович родилась в деревне Жиличи Гродненского района. По национальности белоруска. Была связной партизанского отряда «За родину». Отец и мать расстреляны фашистами. После войны работала дояркой в совхозе «Свислочь». Награждена медалями «За отвагу», «За боевые заслуги», юбилейными медалями. Они теснятся на груди рядом две медали «За боевые заслуги» и «За трудовые отличия». Награды за ратные подвиги и самоотверженный труд. Как много они могут рассказать о судьбе этой женщины – простой, скромной, женщины-матери, женщины-коммуниста Любови Кирилловны Филиппович.
Как ветерана войны ее часто приглашали на встречи со школьниками. Она вспоминала о тяжелых днях и ночах того времени, когда фашисты были в их деревне. Ее воспоминания записаны и хранятся в школьном краеведческом музее. Хранятся они и в семейном альбоме вместе с фотографиями прабабушки:
«Дождь крупными ручьями стекал с вспотевших оконных стекол, и только одинокий огонек, вырывающийся из печи, освещал лицо главы семейства Кирилла Игнатьевича, его сыновей и 17-летней дочери. Сидели молча. Осенняя слякоть нагоняла скуку и тяжелые мысли. Второй год господствовали фашисты – убивали, грабили, истязали людей. Все чаще стали поговаривать в Свислочи о партизанском отряде, который действовал в нескольких километрах за Щарой. В него то и готовились вступить те, у кого смелое и сильное сердце, кто не дорожил своей жизнью, а дорожил честью Родины. Люба всматривалась в кривые ползущие ручейки, а мысли возвращались к вечернему разговору с отцом. …Тишина в доме накопилась каким-то выжиданием и девушка поняла – сегодня придут «гости». Легкий стук в дверь заставил вздрогнуть и замереть. Отец спокойно зашагал в коридор и вскоре привел в комнату мокрых, укутавшихся людей. Осенний холод растаял с приходом партизан. Потом Люба хорошо познакомилась с этими людьми – Тимофеем Пополамовым, Валентином Ожередовым, Степаном и Николаем Жуковскими. В тот вечер засиделись долго. Партизанский комиссар говорил много: о положении на фронте, о зверствах фашистов, о задачах, которые стоят перед отрядом и главная из них – добыть как можно больше оружия. Люба сидела и слушала взрослых. Несмотря на то, что ей было только семнадцать лет, девушка была не по годам серьезной, вдумчивой и смелой. Нелегкую задачу поставило командование партизанского отряда – добыть оружие. Но ее надо было выполнять. Тут и припомнил Иван Скробко, что видел, как, при отступлении, наши солдаты спрятали оружие на дне старого, затянувшегося илом пруда. Ночью брат Любы Михаил Коледа и Иван Скробко принялись за дело. По одной они достали 24 винтовки, почистили их, смазали и спрятали под половицей в доме. Сверху поставили сундук. В доме, где жила Люба, часто собирались партизаны. Немцам и в голову не могло прийти, что в самом центре Свислочи, у них под носом отдыхали в доме партизаны после ночных операций. А их стало так много, что всполошились фашисты во всей округе. Партизаны взорвали молочную в деревне Квасовка, спилили столбы связи до самой Индуры, провели множество других операций, на которые часто брали и бесстрашную девушку Любу. В мае 1944 года в доме у Коледы собрались партизаны на свой тайный сход. Приближались советские войска. Немцы учуяв своего господства конец, зверствовали все больше. Ждали комиссара партизанского отряда. Но он не пришел, как потом оказалось, его задержали немцы. Сход перенесли на следующий день. Но не успели партизаны разойтись, как утреннюю тишь разбудил стук коварного сапога. По сигналу провокатора в дом пришли немцы. Люба видела, что по двору расхаживали фашисты – значит, дом окружен. Трое фашистов, вошедших в комнату, поставили к стене отца и старшего брата Владимира и начали обыск.
-Где партизаны? – допытывался офицер на ломаном русском языке. В ответ только молчание.
-Ничего, у нас вы быстро заговорите. Вот отвезем в Лунно…
«В Лунно, — мелькнула мысль у девушки. Туда путь неблизкий, надо предупредить партизан и если охрана небольшая, можно будет по дороге отбить отца и брата. Немец без разбору бросал на пол посуду, бил горшки, перекидывал скромные пожитки. Люба видела как мать замерла. Ведь под половицами, прикрытыми сундуком, хранилось оружие, которое оставляли партизаны.
— Беги, — шепнула мать, воспользовавшись моментом. Но Люба спокойно взяла ведра и пошла по улице, будто за водой. Прошла несколько метров, скрылась за поворотом – никто не окликал. Значит, не заметили. Бросила ведра и помчалась по дороге. Гром выстрела остановил Любу на полпути. И она, рванувшись, побежала назад. Не успела выбежать на деревенскую улицу, наперерез бросилась соседка.
— Не ходи, Любонька, мать убили… Горькие рыдания вырывались из груди, слезы застилали всю дорогу, пока бежала на хутор к дядьке Ивану Коледе предупредить партизан. Но и тут уже были немцы. Однако и здесь обыск ничего не дал – дядька успел вынести винтовки и зарыть в поле. Люба опять побежала в Свислочь. Матери нигде не было. Только в огороде свежей горкой возвышалась насыпанная земля.
-Мамочка! – Люба птицей прижалась к тому месту, где закопали расстрелянную мать, и горько зарыдала. В ту же ночь Люба погрузила в мешки оружие и отнесла его к Жуковским. Осталось вернуться за одеждой. Но тут уже были фашисты… Арестованную привели к офицеру.
— Где брат Михаил, где партизаны? – допытывались фашисты, пытаясь угрозами вырвать у девушки сведения о партизанах. Но Люба молчала.»
В этот раз ей удалось убежать от фашистов. Из фашистских застенков бежал и брат Владимир. Отца за связь с партизанами немцы расстреляли в Лунно. До самого освобождения Свислочи солдатами Советской Армии поддерживала Люба связь с партизанами. Своим мужеством, стойкостью, героизмом удивляла она односельчан, как позже удивляла их своими трудовыми подвигами.
В 1968 году Любовь Кирилловна стала членом минской партии, с честью она несла звание коммуниста. В труде, в борьбе – всегда была на переднем крае – так велела совесть коммуниста, так подсказывало сердце простой советской женщины. После войны она вышла замуж. С мужем построили дом, вырастили троих дочерей. До пенсии работала дояркой на ферме «Нетечи». В 2018 году прабабушки не стало, но память о ней живет в сердцах ее детей, внуков, правнуков.
Александра КАРПАЛО,
ученица 2-го класса,
Анна Сергеевна ГВОЗДОВСКАЯ,
учитель математики,
Гродненский район, Свислочская школа.