В рамках реализации своего исследования «Система работы классного руководителя по комплексному развитию положительного отношения к своему здоровью как к ценности и профилактике вредных привычек детей старшего школьного возраста», которое является частью инновационного проекта «Внедрение модели формирования культуры здорового образа жизни, социально безопасного и ответственного поведения учащихся в современном образовательном пространстве», классный руководитель 10-го класса Хоновской школы Марина Юрьевна Пиндюрова провела тренинг «Психологическое здоровье школьников, как основа доброжелательного взаимодействия в классном коллективе».
В начале занятия Марина Юрьевна объяснила ребятам, в чём отличие психического здоровья от психологического. Акцентировала внимание участников на том, что включает психологическое здоровье: принятие себя, принятие других, умение адаптироваться, межличностное общение, умение контролировать свои эмоции, умение анализировать свои поступки и проводить работу над ошибками.
С помощью задания «Снежинки» Марина Юрьевна показала ребятам, насколько они все разные, непохожие друг на друга, которые отличаются своими взглядами, поступками, мнением. Как и получившиеся снежинки, нет двух одинаковых людей. Но в тоже время у людей есть много общего друг с другом. Например, ребята являются частью одного коллектива, где они проводят много времени, общаются, учатся находить общий язык друг с другом, учатся быть толерантными.
Работая в двух командах, ребята получили конверты с названиями качеств человеческой личности и выбрали те, которые, по их мнению, соответствуют человеку с толерантным отношением. Толерантный человек – снисходителен, добр, уважителен, миролюбив, великодушен, благосклонен.
Педагог попросила ребят «примерить» эти качества на себя. Подумать, можно ли изменить себя, воспитав в себе те качества, которые характерны для толерантного человека. Потому что, если ты готов принимать другого человека со всеми его достоинствами и недостатками, умеешь сострадать и быть терпимым к людям непохожим на тебя, значит с твоим психологическим здоровьем всё в порядке.
В заключение мероприятия, Марина Юрьевна предложила ребятам взять ладошку того цвета, который им нравится. На каждом пальчике этой ладошки написать пять своих положительных качеств, которые помогают поддерживать своё психологическое здоровье. А на ладошке написать то, что надо сделать, чтобы класс стал пространством толерантности. На обратной стороне ладошки на пальцах написать пять качеств, которые мешают в общении, и от которых участники хотели бы избавиться. Приклеить ладошки вокруг солнышка так, чтобы то, от чего они хотели бы избавиться, осталось снизу.
Чтобы ребята почувствовали своё единство и сплочённость, Марина Юрьевна предложила участникам тренинга упражнение «Паутина». Для этого нужно встать в круг, высказывая своё мнение об увиденном и услышанном на занятии, намотать себе на палец нитку, а клубок передать следующему участнику. А затем, когда клубок снова окажется в руках первого, натянуть нить. Таким образом, ребята смогут почувствовать, что все они составляют один целый общий организм, в котором каждый из них важен и значим в классном коллективе.
Понимая важность и ценность другого человека, мы учимся понимать и принимать себя такими, какие мы есть.
Марина Михайловна НОВИКОВА,
учитель начальных классов,
Могилевский район, Хоновская школа.