Три дороги, три судьбы…

Беларусь помнит Школа юнкора

 

 

 

2022 год в нашей стране объявлен Годом исторической памяти. Насколько важно помнить историческое прошлое своего народа, я осознал, занимаясь поисковой работой.

Мой прадедушка Владимир Антонович Нестер – ветеран Великой Отечественной войны. Я родился уже после того, как его не стало. Очень жаль, что не пришлось увидеть друг друга. Думаю, мы стали бы настоящими друзьями.

Когда началась война, Владимиру Антоновичу было 15 лет. Своей дочери (моей бабушке Тане) прадедушка рассказывал, что рвался пойти на фронт, но по возрасту его не брали. И вот 10 февраля 1945 года (за три месяца до окончания войны) Владимир Антонович Нестер был призван в ряды Советской Армии, где прослужил до 1950-го года. После победы над фашистами восемнадцатилетнего Володю и его боевых товарищей отправили к Китайской границе в город Порт-Артур освобождать Китайскую Республику от японской империи.

Прадедушка был связистом. Из интернета я узнал, что на фронте линии связи называли «нервы войны». В годы войны от слаженной работы связистов и от того, как быстро дойдут к месту назначения важные донесения, зависели жизни тысяч людей.

Воинская доблесть моего прадеда Владимира Антоновича Нестера была отмечена медалью «За победу над Японией».

Прадедушка вернулся домой с войны живым, женился, у него появились дети, внуки. Он прожил длинную жизнь, полную разных событий. Семья часто бывает на его могиле, мы приносим цветы, прибираем. Горжусь своим прадедушкой, мне есть с кого брать пример, пусть и не был с ним знаком. И своим детям обязательно буду рассказывать о нём, чтобы знали и помнили, чтобы и они однажды рассказывали о своих родственниках с такой же гордостью, как и я. Тем самым мы будем сохранять историческую память.

Когда рассказывал о прадедушке в школе, учительница заинтересовалась историей его жизни. Рассматривая медали, она рассказала, что её двоюродный дедушка тоже воевал во время Великой Отечественной войны и не вернулся. Место его гибели известно приблизительно, так как все документы и похоронка утеряны, информации мало.

Мне стало очень грустно. Разве такое бывает, что никто не приходит на могилу? А как же историческая память? Ведь поклониться героям войны, выразить своё уважение к их памяти – долг каждого человека, а родственников – особенно. Поэтому предложил попробовать поискать героя ещё раз. Так мы решили действовать вместе.

Сначала записали всю информацию о погибшем герое – Владимире Петровиче Артимовском, которую учительница получила от своей мамы Е. И. Бузук. Елена Игнатьевна родилась после его гибели, после войны, и мало что помнит.  Вот что нам было известно.

Владимир Петрович Артимовский родился в 1920 году в деревне Старые Гончары Новогрудского района в большой семье Петра и Степаниды Артимовских. Семья жила небогато, в глухой деревне, никаких снимков, на которых бы был запечатлен Владимир Петрович, не осталось. Когда началась война, он был призван в армию и отправлен на фронт в возрасте 21-го года. Документов и писем в семейных архивах не сохранилось. Елена Игнатьевна рассказывала, что её старший брат, которому в 1942 году было 5 лет, очень смутно помнил случай, как однажды его дед (отец Артимовского В. П.) принёс похоронку. Это было страшным ударом и печальной новостью для всей большой семьи. Похоронка, к сожалению, тоже не сохранилась. Было известно только, что Владимир Петрович погиб где-то под Ленинградом.

В книге «Память» по Новогрудскому району на странице 399 мы нашли такую запись: «Арцімоўскі Уладзімір Пятровіч, н. у 1920, рад., загінуў 15.03.1942, пахаваны ў в. Лігаламба Усевалажскага р-на Ленінградскай вобл.»

Мы пересмотрели много сайтов, связанных с поиском мест захоронения: «Мемориал.ру», «Солдат.ру», «Похоронка.ру» и другие. Также искали всё, что связано с деревней Лиголамби. Узнали, что в деревне Лиголамби в годы войны  располагались эвакуационный госпиталь № 92, полевой подвижный госпиталь № 633, хирургический полевой госпиталь № 95.

На поисковых сайтах по нашим запросам иногда появлялась информация о Владимире Петровиче Артемьевском. Мы как-то не придавали этому значения, потому что не та фамилия, не совпадала дата рождения. Но однажды на сайте «Похоронка.ру» наткнулись на архивные документы ППГ № 633. Это была выписка из передвижного полевого госпиталя об умерших и захороненных бойцах. К документу прилагался список. Каково же было наше удивление, когда под номером один в этом списке мы прочитали: «1. Артемьевский Владимир Петрович, 330 стрелковый полк, рядовой, 1919г.р.; обморожение 3 ст. правой стопы 02.01.1942г. Умер 15.03.1942г. Похоронен в с. Лиголамби Всеволжского р-на Ленинградской обл., пионерлагерь. Адрес: Барановичская обл., Кореличский р-н, д. Старые Гончары. Отец – Артемьевский П.А.»

Слишком много совпадений! Во-первых, название деревни. Википедия выдала, что во время войны деревня Старые Гончары относилась к Барановичской обл. Кореличскому р-ну. Отца нашего воина звали Пётр Адамович Артимовский. По поводу расхождения в фамилии и несовпадения даты предположили, что ведущий документации мог быть недостаточно грамотен или просто ошибся. Такое часто бывало. Сомнения отпали, когда мы определили, что это точно Лиголамби.

Оказывается, только 27 августа 2019 года волонтеры установили в Лиголамби четырёхметровый Поклонный крест на месте захоронения. Члены общественной организации «Колтушский рубеж» в октябре 2019 года поставили два информационных щита возле Поклонного креста. На одном щите находится список захороненных красноармейцев, на другом – информация о госпитале. Информацию собирала учитель Колтушской школы Юлия Трощенко. Специально для этого она ездила в город Подольск Московской обл., где работала с документами из архива Министерства обороны.

В интернете нашли много фотографий, но понять, есть ли на щите надпись – В. П. Артимовского, не удавалось. Тогда в социальной сети «ВКонтакте» разыскали волонтёра Юлию Трощенко. Мы переписывались и подробно узнавали о работе поисковиков-волонтёров. Юлия выслала много фотографий, на одной из них мы чётко смогли прочитать: «Артемьевский Владимир Петрович».

Мне кажется, если узнаешь хоть что-то о погибшем солдате, то он уже не будет брошенным в своей далёкой могиле. Зная, где похоронен Артимовский В.П., его родственники обязательно посетят место захоронения. Историческая память о нём будет сохранена и передана новым поколениям, чтобы знали и помнили…

Изучая документы госпиталя, мы увидели, что под номером 6 в этом списке значится ещё один человек, который, возможно, является нашим земляком. Информация следующая: «Ланевский Иван Кузьмич, 8 дэп, рядовой; 1919г.р.; ожог правой голени и обморожение правой стопы 02.01.1942г.  Умер 23.02.1942г. Похоронен в с. Лиголамби Всеволжского р-на Ленинградской обл., пионерлагерь. Адрес: Барановичская обл., Василишковский р-н, д. Скоров. Отец – Ланевский Кузьма Николаевич.»

Адрес подтверждал – это наш земляк! Интересно, есть ли у него родственники, знают ли они о нём и о том, где похоронен? А если нет? И я решил: для сохранения памяти о И. К. Ланевском мне нужно попытаться найти его родственников.

И наши поиски продолжились. У Юлии Трощенко уточнили, да и сами по фото убедились, что фамилия Ивана Кузьмича Ланевского есть на информационном щите в Лиголамби. Стали искать деревню – не получалось. Но случайно в разговоре с Е. И. Бузук промелькнуло название Скоров. Она вспомнила, что когда-то её отец ходил пешком в Кореличский район, только вот деревня была Скорово. Интернет помог найти такую маленькую деревушку Малюшичском сельском совете Кореличского района. Связались с управляющей делами Галиной Ивановной Межень. Оказалось, что в деревне Скорово и в сельском совете людей с фамилией Ланевские не числится.

Во «ВKонтакте» и «Одноклассники» нашли несколько Ланевских и отправили им сообщения. Ответившие не были родственниками погибшему герою. Людей с фамилией Ланевские нашли и в телефонных справочниках Минска и Гродно. Стали просто звонить, надеясь на понимание. Пока безрезультатно.

Тогда задумали написать в газету. Вдруг публикация поможет найти родственников И. К. Ланевского? Ланевские, отзовитесь, пожалуйста! Не теряю надежды, что моё исследование завершится победой, потому что твёрдо верю: историческая память начинается с семьи, и у каждого погибшего должны быть родственники, для которых важно, где похоронены их родные, чтобы знать и помнить.

Никита ЯРОШ.

г. Новогрудок, школа № 7.

Фото из архива семьи ЯРОШ.



Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *