
В Хоновской школе Марина Юрьевна Пиндюрова провела с учащимися 8–9-х классов интерактивный тренинг «Как принять хорошее решение» с использованием видеороликов по вопросам здорового образа жизни, социально безопасного и ответственного поведения разработанных при поддержке ИИТО ЮНЕСКО.
Для активизации участников на работу педагог предложила подумать над тем, что определяет наши решения. Например, как ребята выбирали еду на завтрак, от чего это зависело – у одних, что дали, то и ел, т.е. согласился с чьим-то решением; у других – не выбирал, ел, что было; у третьих – что люблю или что захотелось в этот момент; у четвёртых – что полезно; у пятых – что быстро, решил не опаздывать. Участникам нужно было ещё и оценить по 10-балльной школе сложность принятия данного решения. Марина Юрьевна попросила вспомнить ребят, за последние дни был ли случай, когда принятие решения можно было бы оценить в 8-10 баллов (максимально сложно).
Просмотрев видеоролик «Как принимать решения», вместе с педагогом участники назвали ключевые факторы, которые влияют на принятие решения. Это потребности, предпочтения, ценности, внешние факторы, компетентности (знания, навыки, умения), мысли, эмоции и настроение, мотивация и характер. Отдельно остановились на ценностях, которые важны для каждого отдельно взятого человека, и каждый из присутствующих попробовал составить свой собственный рейтинг ценностей.
Казалось бы, что ценности напоминают путеводную звезду или маяк, которые помогают ориентироваться в океане возможностей и ограничений, позволяют нам сверять по ним свой путь: соответствуют ли наши действия и поступки нашим ценностям, но не всё так просто, иногда жизнь устраивает ловушки нашим ценностям. Участники вместе с педагогом рассмотрели и разобрали ситуации, когда одна наша ценность становится в противовес другой. Например, если взять дружбу и честность. Представьте себе ситуацию, когда на ваших глазах друг списывает контрольную. Как поступить?
В завершение мероприятия в качестве небольшого опыта совершения интуитивного выбора Марина Юрьевна предложила ребятам технику «Монетка», когда взяв монетку, мы определяем, что мы будем делать на «решка», и что делать на «орел». Затем нужно подбросить монетку и почувствовать, нравится ли вам получившийся результат. Какая эмоция была первой? Какая мысль у вас возникла? Почему вы обрадовались или огорчились? То, что результат броска вас расстроил или, напротив, удовлетворил, говорит о том, что уже до броска вы знали, что хотите выбрать. Просто вы этого не успели осознать, а монетка помогла это сделать.
От того, какое решение мы принимаем, зависит наше будущее, наша жизнь, наше здоровье и благополучие. Научится принимать хорошие решения, порой трудная задача, но этому умению обязательно нужно учиться.
Марина Михайловна НОВИКОВА,
учитель начальных классов,
Могилёвский район, Хоновская школа.
