…Когда мама маленького Володи Спивакова играла на пианино польки, он, едва научившийся стоять на ножках, аж подскакивал в кроватке, а стоило зазвучать вальсу – плавно раскачивался из стороны в сторону. Позже мама брала малыша с собой на работу в музыкальную школу, где он часами прохаживался из класса в класс, с интересом слушая, как играют девочки и мальчики. Первый музыкальный инструмент шестилетнего Володи – виолончель. Однако она оказалась слишком тяжёлой для мальчонки, и он попросил у педагогов что-нибудь полегче. В итоге получил в руки скрипку, которая и стала его любовью на всю жизнь.
Первый учитель слишком многого требовал от Володи, “выжимал из него все соки”. Поэтому поначалу Спиваков занимался без особого воодушевления. Но однажды услыхал, как старшеклассник исполняет пьесу “Размышление” Петра Чайковского, и… пальцем на одной струне мастерски повторил перед учителем то, что ему запомнилось. Вскоре состоялся и дебют перед публикой. Своим видом паренёк привёл зал в состояние всеобщего веселья: выйдя на сцену, положил скрипку на рояль и деловито подтянул короткие штанишки. Затем невозмутимо взял инструмент и безупречно сыграл “Мазурку” Натальи Баклановой. Зрители долго рукоплескали от восторга.
Отец, заглядывая к сыну на уроки, буквально конспектировал все слова педагога. А дома начинал своё занятие. Первым делом клал на стол коробок со спичками. Правила “игры” были таковы: как только сын исполнит пассаж, одну спичку можно достать из “домика”. Таким образом постепенно опустошался коробок. И после небольшой паузы – в обратном порядке заполнялся по тому же принципу.
В десять лет одарённый мальчик поступил в музыкальную школу при Ленинградской консерватории. Любопытная деталь: обучаясь в общеобразовательной школе, он страдал от местных хулиганов, которые не упускали случая “повоспитывать кулаками” симпатичного интеллигентного и умного мальчугана. Володя терпел-терпел недолго, а потом записался в секцию бокса. Умение постоять за себя и друзей не раз выручало его в дальнейшем – юных музыкантов больше не обижали, что называется, “завидовали молча”.
В тринадцать лет Спиваков стал лауреатом конкурса юных музыкантов “Белые ночи”. Гениального исполнителя услышали московские педагоги и предложили ему перевестись в столичную музыкальную школу при консерватории. Володю привлекала не только музыка, но и живопись, поэтому долгое время парень учился сразу по обеим специальностям. Пока наконец не сделал окончательный выбор в пользу скрипки.
Став знаменитым музыкантом и дирижёром, Владимир Спиваков основал Фонд помощи юным, будущим коллегам, лауреатами которого были и белорусы. К слову, скрипачу Олегу Яцине назначили стипендию и вручили дорогую скрипку французского мастера. Могилёвская художница Анна Павлова была стипендиатом фонда с двенадцати лет. Надо отметить, что маэстро не любит громких слов и похвалы в свой адрес.
Всемирно известный скрипач и дирижёр, народный артист СССР и Российской Федерации, художественный руководитель Национального филармонического оркестра России и Государственного камерного оркестра “Виртуозы Москвы” уже в пятый раз проводил в Беларуси фестиваль “Владимир Спиваков приглашает…”, в котором были задействованы гениальные музыканты с мировой славой. На пресс-конференцию приглашали и юнкоров “Зорьки”. Ребятам посчастливилось получить автограф с тёплым пожеланием, сделать памятные фото, пообщаться.
Дирижёр рассказал, что очень трепетно относится к Беларуси. И восторженные эмоции передались от родителей. У мамы музыканта было много подруг-белорусок, они тесно общались, Екатерина Осиповна помогала им в трудные минуты и своими эмоциями делилась с сыном.
– Беларусь дорога моему сердцу, её частица всегда со мной! В Доме музыки находится бюст Рахманинова, созданный известными белорусскими скульпторами Львом и Сергеем Гумилевскими. Продюсер Максим Берин преподнёс выдающийся подарок мне ко дню рождения. Трогают презенты, которые оставляют след в душе и помогают создать гармонию с окружающей действительностью, часто совсем не простой. Я впечатлён, насколько бережно в вашей стране относятся к культурному наследию, музейным ценностям. Очень важно сохранить то, что создавалось нашими предками. Ведь для того, чтобы чувствовать себя комфортно в настоящем и будущем, людям необходимо помнить о том, что было, – подчеркнул в беседе Владимир Теодорович Спиваков. – Беларусь – развитая европейская страна, со своими традициями, к которым жители бережно относятся, и, к примеру, появление Дома музыки в Минске стало бы важным свидетельством такого отношения.
Как истинный ценитель искусства Владимир Спиваков отметил среди белорусских художников творчество Александра Кищенко.
Маэстро убеждён, что обмануть публику нельзя, и неуважительного отношения к слушателям не приемлет.
– Датский философ и писатель Сёрен Кьеркегор говорил, что, когда стремишься вперёд, теряешь покой, а если остановишься, можешь потерять себя. Лучше утратить покой, – считает Владимир Теодорович.
Юнкоровскую команду возглавила Ольга НОВОЖИЛОВА.
Фото автора, Дмитрия ЕЛИСЕЕВА и из личного архива СПИВАКОВЫХ.