Спросите у театралов, как рождаются постановки Национального академического Большого театра оперы и балета Республики Беларусь и наверняка услышите ответ: “Ими занимаются волшебники!” Сложно даже представить, сколько людей придумывают костюмы и декорации, мастерят реквизит, следят, чтобы многочисленные механизмы сцены работали исправно. Раз в год – в день рождения театра – желающим предоставляется возможность попасть в таинственный мир закулисья и увидеть, как трудятся истинные чародеи. Юнкоры и журналисты “Зорьки” поздравили сотрудников с 85-летием театра.
– В честь знатного праздника решили показать балет “Кармен”, – рассказал при встрече генеральный директор Национального академического Большого театра оперы и балета Республики Беларусь Владимир Павлович Гридюшко. – Постановка является знаковой: с неё началась история нашего театра. В 1933 году бурными овациями наградила белорусская публика блистательную Ларису Александровскую в главной роли. В юбилейный год готовим немало сюрпризов. Осенью состоится премьера национального балета “Анастасия” – интересная постановка Юрия Трояна на музыку Вячеслава Кузнецова.
Начальник службы эксплуатации сцены Геннадий Адамович Ренейский раскрыл технические премудрости: группа журналистов сперва поднялась на 24 метра над сценой, а после опустилась на 18 метров вниз. Не без гордости Геннадий Адамович отметил, что хитроумные механизмы показывал и астронавтам, когда те были с визитом в театре. Покорители космоса пришли в восторг от увиденного.
Пообщаться удалось с “золотым голосом Грузии” Теймуразом Гугушвили.
– Я не прекращаю учиться, – признался всемирно известный вокалист. – В том числе у своих студентов – считаю, каждый из них в чём-то помогает мне оттачивать мастерство, подталкивает никогда не останавливаться на достигнутом.
– Говорят, в пении особенно ощущается душа исполнителя…
– Да, человек без тонко чувствующей прекрасное души никогда не исполнит арию настолько проникновенно, чтобы другие в искренность поверили. Слушателей не обманешь.
Юнкоры прежде частенько недоумевали: в чём сложность работы дирижёра? Разве музыканты сами не могут играть по нотам свои партии?
Иван Владиславович Костяхин предложил смельчакам занять место в оркестровой яме театра и попробовать руководить оркестром (“рукой водить!” – шутила детвора).
Первый доброволец смело вызвался дирижировать. Лилась слаженная мелодия, юные журналисты довольно переглядывались. Энтузиаст горделиво поглядывал на маэстро: “Смотрите, как лихо я справляюсь!” Но вдруг Иван Владиславович попросил:
– Уважаемые музыканты, а теперь, пожалуйста, сыграйте так, как вам показывают.
И никакого гармоничного мотива не получилось… Складывалось впечатление, словно инструменталисты соревнуются друг с другом, “перегоняют” один одного, замолкают в неподходящий момент.
– Не стоит недооценивать труд дирижёра. Однажды я прочитал и запомнил мудрое высказывание знаменитого скрипача Карла Фишера: “Не существует другой профессии, в которой самозванец мог бы чувствовать себя спокойнее”, – пояснил Иван Владиславович. – Есть музыкальные направления, когда композиторы не фиксировали в нотных текстах нюансы исполнения. Оставляли пространство для творчества дирижёра. Так что вся простота моей работы – лишь кажущаяся.
– Во время спектакля подсматриваете ли Вы в ноты?
– Конечно, мне комфортнее, когда они перед глазами. Но несколько раз бывали ситуации, когда ноты забывали положить и приходилось первый акт отыгрывать без них.
Краешком глаза удалось подсмотреть, как идёт постановка балета “Петрушка”. Руководил процессом легендарная личность – народный артист России Андрис Лиепа. Именитый режиссёр-постановщик впервые обратился к “Петрушке” ещё в 90-х годах прошлого века. С тех пор он осуществил более тридцати постановок в разных странах. Белорусские зрители увидят балет впервые.
На крышу театра “зорьковцы” уже поднимались, делали памятные селфи. Словами не описать, какой великолепный вид открывается оттуда на реку Свислочь, миниатюрные домики на улице Зыбицкой, Дворец Республики! Занятно находить среди бесконечного зелёного “моря” (город весь утопает в зелени деревьев) знакомые места – с высоты птичьего полёта всё выглядит совершенно иначе. Признаюсь, исполнилась моя детская мечта: ещё будучи школьницей, когда мы классом приходили на постановки в Большой театр Беларуси, я хотела оказаться на самом верхнем ярусе грандиозного строения и посмотреть сверху вниз на статуи муз.
Юлия ЯСЮЧЕНЯ.
г. Минск.
Фото автора.