Как Орфей в поисках Эвредики

Клуб "Музыкальная лестница"

Журбин“Где ты, счастье моё? Кружит планета цветная… Где ты, счастье моё? Вдруг я тебя не узнаю?” – строки из любимой старшим поколением слушателей “Песни о счастье” известного российского композитора Александра Журбина без труда вспомнят бабушки, дедушки нынешних школьников. Талантливейший музыкант, весельчак-оптимист Александр Борисович точно знает: чтобы прикоснуться к неуловимой птице-мечте, нужно “искать и ждать, любить и верить”, упорно трудиться, побеждая коварную лень. А ещё никогда никому не завидовать.

В детстве

…Маленький Саша очень хотел научиться играть на фортепиано. В семье музыкантов не было, но родители с пониманием отнеслись к выбору сына и отвели его на прослушивание в музыкальную школу. Талант мальчика приятно поразил экзаменаторов – и будущий композитор был зачислен в первый класс. Но! “Лошадка-жизнь” неожиданно “взбрыкнула” и преподнесла новоявленному ученику неприятный сюрприз. Заниматься на пианино он не мог, потому что в семье инженеров не хватало денег на покупку дорогостоящего инструмента. Саше купили виолончель, которая стоила в пять раз дешевле и приглянулась ему по звучанию, форме. Через некоторое время юный исполнитель стал лауреатом нескольких конкурсов. А фортепиано он осваивал самостоятельно. Любил учиться! Даже когда родители отправляли погулять во дворе с друзьями, он отказывался и по выходным с утра до вечера сидел за инструментом. Любопытно, что на школьных вечеринках на рояле солировал именно Александр, легко подбирал мотивы на слух. Его приглашали поиграть на праздниках в старших классах в других школах. Образовалась небольшая музыкальная группа. Представляете удивление родителей, когда их тринадцатилетний сын принёс домой заработанные за один лишь вечер сто рублей (в то время для многих людей сумма была месячной зарплатой)!

Писать собственные произведения Александр Журбин начал в девять лет. Вскоре накопились десятки нотных тетрадей с “эскизами”. Уже будучи взрослым и знаменитым, композитор издал эти опусы. “Детские альбомы” для фортепиано, скрипки и виолончели пользуются популярностью у юных.

Встреча с маэстро

В двенадцать лет он поразил педагогов серьёзнейшей арией на стихи Александра Сергеевича Пушкина “Я пережил свои желанья” для будущей оперы “Мелкий бес”. В пятнадцать сотворил (и сам оркестровал!) целую симфонию, а буквально через год её исполнил симфонический оркестр Ташкентской филармонии, что считалось событием практически невероятным. Если бы Журбин не стал композитором, мир всё равно узнал бы о нём – как самобытнейшем журналисте и писателе. Со времён участия в создании школьной стенгазеты он обожал литературное творчество. Вёл тематические программы на радио и телевидении, увлекательные колонки в газетах и журналах, издавал книги. Вот интереснейший факт: газета “Зорька” и Александр Борисович Журбин, считайте, давние коллеги и ровесники: родились в 1945 году, только детское издание – в Минске, а Журбин – в Ташкенте. Столицу Беларуси он считает своим вторым родным городом, ведь более сорока лет назад его знаменитая рок-опера “Орфей и Эвридика” с аншлагом шла в минском Дворце спорта, и на протяжении двух недель выдерживала по три показа в день! В театрах белорусской столицы с не меньшим успехом идут его мюзиклы. Композитор приезжает с авторскими концертами, которые публика принимает на ура.

…В музыку Александра Журбина лично я влюбилась, когда мне было лет тринадцать. В репертуаре театра музыкальной комедии (нынче Белорусский государственный академический музыкальный театр) значился мюзикл “Биндюжник и Король”. Мелодии настолько покорили моё сердце, что я почти сразу отправилась с мамой в нотную библиотеку и отксерокопировала имеющиеся там произведения автора. С кипой нот назавтра я заявилась в музыкальную школу и выдала педагогу: “Непременно буду их разучивать!” Признаюсь: всегда мечтала, что когда-нибудь обязательно встречусь с кумиром.

Ольга Новожилова с Александром Журбиным

В 2000 году Александр Борисович приехал в Минск и перед началом концерта мне, выпускнице журфака БГУ, посчастливилось взять интервью у маэстро. Тогда был период, когда он с семьёй жил, работал в США, и в беседе рассказал о своём русско-американском театре “Блуждающие звёзды”. К слову, нынче в Соединённых Штатах Америки живёт сын Александра Борисовича Лев Журбин, тоже музыкант и композитор, сотрудничает с такими звёздами мировой величины, как кинорежиссёр, продюсер и сценарист Фрэнсис Форд Коппола и рэппер Джэй Зи. Лёва подарил Александру Борисовичу и его супруге Ирине Львовне двух чудесных внуков: Бенджамина и Джозефа. Мальчики постоянно общаются с живущими в Москве дедушкой и бабушкой по Skype и напевают квартетом написанные в их честь детские песенки.

Школьники любят исполнять на концертах песни Журбина “Планета детства”, “Горячая пора” (про Дедушку Мороза), “В некоторой школе, в некотором классе” (о мальчике, который всего боялся). Детсадовцы с интересом поют “Новогоднюю песенку Дедушки Мороза”, отправляются с цыплёнком в путешествие, чтобы узнать, “что он за птица” (мультфильм “Кто такие птички?”), помогают учёным наладить контакты с инопланетянами (кинокартина “Космические пришельцы”).

Александр Журбин

Но мировую известность Александру Журбину принесла всё же “взрослая” музыка. Критики окрестили его “королём российского мюзикла” – в творческой копилке более тридцати произведений данного жанра. Кроме того, двенадцать опер, три балета, музыка к художественным фильмам. Композитор активно работает и в академических жанрах. “Считаю, серьёзная музыка не должна быть чересчур сложной и заумной. В своём творчестве я стараюсь придерживаться этого правила”, – заметил Александр Борисович на пресс-конференции, которая не так давно состоялась в Минске. На встрече побывали и юнкоры “Зорьки”, наперебой задавали вопросы, а затем удивили маэстро “супер-архивом”, в котором есть его книги, программки прошлых спектаклей, ноты произведений и даже мега-раритет: аудиокассета 1997 года выпуска. Автограф для читателей газеты Александр Журбин оставил на нотах авторской душевной песни “Улица Надежды” из удивительно доброго, романтического фильма “Женатый холостяк”.

С кумиром общалась и юных коллег воодушевляла
Ольга НОВОЖИЛОВА.
Фото автора и из архива
Александра Борисовича ЖУРБИНА.



Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *