Всенародная боль и память

Беларусь помнит Из нашей почты

 

Президент Беларуси Александр Лукашенко подписал указ об объявлении 2022 года Годом исторической памяти. В нем отмечается, что Год исторической памяти объявляется в целях формирования объективного отношения общества к историческому прошлому, сохранения и укрепления единства белорусского народа.

В нынешнем году включены мероприятия по укреплению единства белорусского народа и белорусской государственности, сохранению исторической правды и памяти о подвиге белорусского народа в Великой Отечественной войне, увековечению памяти жертв геноцида белорусского народа в годы ВОВ, сохранению и популяризации историко-культурного и природного наследия Беларуси.

Хотелось бы рассказать о посещении деревни Борки, огненной сестры Хатыни, которая находится в Кировском районе Могилевской области …

…Июнь, летний, солнечный…для кого-то каникулярный, для кого-то отпускной месяц лета. Месяц – когда счастливая детвора резвиться под палящим солнцем, а заботливые родители хлопочут по домашним делам…

15 июня, 1942 года, день, который для жителей деревни Борки стал смертельно палящим и самым жутким днем в их жизнях. День, который навсегда оставил свой горящий и кровавый след в вековечной истории Беларуси. 15 июня 1942 года прошла одна из самых крупных карательных операций нацистов во время Великой Отечественной войны. В тот день фашисты уничтожили вместе с жителями деревню Борки и несколько прилегающих к ней поселков. Были сожжены и расстреляны более 2 тысяч мирных жителей.

Посещение д. Борки заставляет с комом в горле и с фантомной болью в душе пройтись по навсегда молчаливой деревне, побывать в «домах», где немо кричат изображенные залитые бронзой фигуры людей, а у порогов символично лежат красные гвоздики…

Душераздирающим, кричащим и самым страшным мемориалам встречает входная группа «Беларусь — скорбящая мать». Босая, бедная мать, которая склонилась над пустой колыбелью. Над хрупким образом несчастной женщины возвышаются балки сгоревшей крыши дома… Дома здесь уже нет, нет ни дома, ни детей, ни будущего…

Несмело шагая по «улице», где возвышены обугленные стены. На обгоревших бревнах — свидетельства людей, выживших в той чудовищной трагедии. Воспоминаний немного, всего 3, потому что выжившими в тот огненный день 15 июня 1942 года в д. Борки были считанные… Читая выбитые на граните буквы, которые превращаются в страшные предложения, тяжело поверить, что это воспоминания людей, которые своими глазами видели весь палящий ад, что происходил на их земле.

…Мы направляемся к сгоревшему ангару, мемориалу «Пламя». Здесь неслышимым душераздирающим криком возвышаются фигуры матерей, стариков, детей…здесь тяжело дышать…

… Следом виднеется колодец, тот самый, который дает жизненную силу глотком чистой воды. Однако этот «колодец» — место траура и памяти, он полон слез, воды в нем больше не напиться… Колодец утопает в слезах матерей о замученных детях, заживо выброшенных. Верхняя часть гранита мемориала так и изображена в виде волн, которые характеризуют «реки» слез матерей об утерянных малютках.

До невозможного долго можно стоять у каждого мемориала, у стены памяти и внимательно перечитывать названия  112 сожженных деревень, фамилии, воспоминания выживших, пытаясь представить, что могло происходить в тот страшный день на этом месте, на котором мы сейчас стоим… Сложно, а скорее невозможно…

…Черными знаками в истории Беларуси стали обелиски памяти мирных деревень, стертых в годы Великой Отечественной войны с лица земли, так пусть наша не проходящая память и каждодневный труд на благо нашего счастливого будущего будут самым надежным и крепким мемориалам невинно убиенным.

Екатерина Юрьевна МАКАРОВА,

педагог социальный.

Могилевский район,

Маховский детский сад–средняя школа.



Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *