Для современного человека очень важна личная безопасность. А своевременно полученные знания об обеспечении своей безопасности часто помогают человеку выжить, принять правильное решение в экстремальной ситуации. Возраст младшего школьника – самое благоприятное время для вооружения такими знаниями, для формирования правил безопасности.
В связи с этим веду целенаправленную работу в данном направлении. Для реализации использовала проект «Пожарная безопасность», т.к. данная форма работы массово вовлекает детей и помогает раскрыться, самореализоваться, увлекает своей новизной, практической направленностью.
Все началось с экскурсии в Центр творчества детей и молодёжи «Дар» г. Новогрудка, в котором экскурсовод интересно и увлекательно рассказала детям о профессии спасателя, о чрезвычайных ситуациях, об опасностях на улице и дома, которые могут произойти в жизни детей и как их избежать. В игровой форме отработали правила поведения во время экстремальных ситуаций, вызова спецслужб.
На выставке «Спасатели глазами детей» была представлена работа учащейся класса Евгении Гуриной «Свечи и хлопушки – опасные игрушки». Некоторые мальчишки загорелись желанием выбрать в будущем профессию спасателя.
Дети очень любят творческие конкурсы и с огромным удовольствием в них участвуют. Наиболее ярко представляет своё творчество во всех конкурсах Евгения Гурина. Это и «Спасатели глазами детей», «Новый год с МЧС», «Букет безопасности».
Новый год – один из любимейших праздников детей. Здесь никогда не обходится без оконных зимних витражей. Но в тоже время – это и период повышенной пожароопасности. Поэтому идея конкурса «Новый год с МЧС» очень понравилась Жене и нашла свое выражение. Оконная картина надолго останется в памяти ребенка и будет служить хорошим напоминанием безопасных праздников.
Очень запомнилась детям экскурсия в Центр безопасности МЧС г. Лиды. В процессе посещения ребята виртуально погружались в среду, имитирующую чрезвычайные ситуации, и углубленно изучали материал за счет повышения эмоционального восприятия моделируемой обстановки. Дети виртуально оказывались в среде ЧС. Зрелищные эффекты, непредсказуемые ситуации возбуждали у учащихся интерес к происходящему. При этом они получали знания на подсознательном уровне, путем многократного переживания моделируемой ситуации и нарабатывали навыки безопасного поведения или выполнения правильных действий в различных обстоятельствах. В ходе экскурсии ребята повторили способы безопасного поведения в лесу, на водоемах, в доме. Практически отработали способы выхода из задымленного помещения, тушения пожара, пользования огнетушителем, вызова службы МЧС.
Большую помощь в реализации проекта оказывали непосредственно занятия по предмету Основы безопасности и жизнедеятельности «Личная безопасность», «Пожарная безопасность», «Опасность использования огня и пиротехнических изделий при проведении праздничных мероприятий» и др.
В конце реализации проекта была проведена викторина по теме: «Правила пожарной безопасности», которая показала, что у большинства детей сформировалось осознанное и ответственное отношение к выполнению правил пожарной безопасности.
Дети владеют необходимыми знаниями, умениями и навыками, чтобы уметь самостоятельно действовать в экстремальных ситуациях.
Ирина Арсеньевна ЛОМАТЬ,
учитель начальных классов.
г. Новогрудок, школа № 4.