А. А. Черкащенко: «То, что мы пережили, нельзя забыть»

Новости Проект "Голос поколений"

Связная 43-го партизанского отряда, действовавшего в Могилёвской области, почётная пионерка Беларуси, жена офицера войск противовоздушной обороны – отзывчивая и добрая, хрупкая внешне и такая сильная духом Ада Алексеевна Черкащенко не понаслышке знает о страшной Великой Отечественной войне.

Родилась Ада Алексеевна 8 июня 1930 года в Славгороде. Детство девочки прошло в Слониме, где отец Алексей Афанасьевич Лисицын работал начальником дорожно-эксплуатационного управления шоссейной дороги Москва – Варшава. Там юную пионерку и застала страшная весть о начале Великой Отечественной войны.

– Ада Алексеевна, помните, как началась война?

– Вечером 21 июня дружно играли на горке с соседскими ребятишками, а среди ночи папу срочно вызвали на работу. Вернулся он мрачный в шестом часу утра и сообщил: «Началась война». В небе низко-низко полетели первые вражеские самолёты. Была слышна стрельба из пулемёта вперемешку с истошными криками, плачем детей… Из Слонима выезжали на «полуторке», за рулём грузового автомобиля вместо шофёра – отважный шестнадцатилетний мальчишка. Путь держали в родной Славгород. Сотни людей вместе с нами покидали город кто как мог: пешком, на повозках, запряжённых лошадьми… Мимо проплывали здания с заклеенными крест-накрест окнами.

На подъезде к Бобруйску стало видно, что город полыхает в огне. Мы чудом уцелели под обстрелами вражеских самолётов. После авианалёта «полуторка» заглохла, и до Славгорода, где жили дедушка и тётя, пришлось идти пешком. Дом сгорел, поэтому вместе с остальными беженцами (а собралось нас 12 человек) устроились в бане. Спустя месяц после начала войны, в июле 1941 года, в город пришли фашисты…

– Как вы помогали во время войны?

– В январе 1942 года отец организовал подпольную группу. Мы, дети, добросовестно выполняли все поручения взрослых: разносили листовки и записки, прятали оружие, были связными. В манжет моего платья вкладывали письмо и зашивали. Вместе с товарищами шли во двор к адресату, для конспирации затевая игры. Письмо с осторожностью доставляли получателю, он внимательно читал послание, писал ответ и помогал зашить записку в манжет. Точно так же письмо передавали обратно.

Было тяжело и страшно. Немцы первое время детей не трогали, хоть строго за нами следили. Мы ухитрялись выполнять задания взрослых по-всякому: бегали, прятались, играли. Помню, немцы собрали евреев в большую колонну, там оказалась и наша приятельница-еврейка. Чтобы спасти её, мы вплотную подошли к колонне, а девочка осторожно влилась в нашу компанию. Так она осталась жива.

Несмотря на тщательную конспирацию, в 1943 году кто-то предал подпольную группу, и полицаи разоблачили нас. Пришли за отцом, но он к тому времени уже был в лесу у партизан. Арестовали маму Полину Васильевну. Нас, детей, переправили в партизанский лагерь. Там помогали в хозчасти и на кухне. Жили в землянках, собирали лесные ягоды и грибы, мёрзлую картошку в поле, очистки. Старались ещё и родственникам еду передавать. Очень трудно было… Беларусь – лесная страна, а лес – наш спаситель. Заблудиться было проще простого, но в отряде был мальчик, который отлично знал все лесные тропинки. Так и выживали.

– Постепенно Беларусь начали освобождать…

– В партизанском отряде мы пробыли до конца сентября 1943 года. К тому времени часть Могилёвской области уже освободили. Вначале переехали в Кричев, а летом 1944 года, когда советские войска освободили Беларусь, – в посёлок Глуша Бобруйского района, в дорожный дом. Там и прошло моё послевоенное детство. Папа продолжил работать начальником дороги, а мы в выходные дни дружно помогали её восстанавливать: носили песок, ремонтировали. Я окончила школу, курсы машинисток, более 25 лет проработала заведующим 1-го отдела производства Минского высшего инженерного зенитно-ракетного училища ПВО. Вышла замуж за военного. С тех пор мы с Виктором Васильевичем неразлучны. Отлично помню, как встретились: проходила мимо скамейки, где сидел Виктор Васильевич. Познакомились, разговорились, а потом пришлось вместе несколько километров пешком идти. Сейчас у нас большая дружная семья: дочки Тамара и Татьяна, сын Александр, пять внуков и двенадцать правнуков.

– Вы почётная пионерка Беларуси. Помните, как Вам повязали пионерский галстук?

– Помню, конечно. Свой первый пионерский галстук берегу и всегда с гордостью показываю. Не одной тысяче школьников сама повязала пионерский галстук. В школы хожу постоянно, а ещё чаще ребята сами заглядывают в гости: поздравляют с праздниками, делятся новостями, расспрашивают о моей жизни. Любим вместе рассматривать фотографии и пить чай с ароматным пирогом.

– Батальону белорусских орлят 52 года. С кем из орлят дружите?

– Много лет дружили со Львом Семёновичем Шейнкманом, Александром Фёдоровичем Шершавиным, сейчас общаемся с Леонидом Александровичем Ерёминым и Геннадием Владимировичем Юшкевичем. Раньше часто в гости заходил Василий Алексеевич Князев, начальник штаба батальона. Помню, как встречались с орлятами в школе № 67 г. Минска, где работает Народный музей Батальона белорусских орлят. Мы были очень дружны: все собирались, разговаривали, вспоминали, накрывали стол, обязательно чаёвничали. Сейчас уже почти никого не осталось…

– Ада Алексеевна, что пожелаете подрастающему поколению?

– Прежде всего желаю быть здоровыми и дружными. Помогайте друг другу, любите школу, прислушивайтесь к советам старших. Любите Родину! Для меня родная и любимая Беларусь – лучшая страна. Присоединяйтесь к проекту «Голос поколений», помогайте нести правду о Великой Отечественной войне. Такой проект нужен нашим детям. Подрастающее поколение должно знать, что мы пережили. Об этом нельзя забывать. Никогда.

 

Беседовала Ксения МАТЮШКО.

Фото Дмитрия ЕЛИСЕЕВА.

Проект реализуется при финансовой поддержке в соответствии с Указом Президента Республики Беларусь № 131 от 31 марта 2022 года.



Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *