Младший школьный возраст – это этап становления личности, представляющий исключительную ценность. Именно на этом этапе начинают закладываться ключевые понятия о собственных чувствах, эмоциях, социально приемлемых формах выражения эмоций, представления о добре, зле, честности, сопереживании, справедливости, милосердии.
Ведущая роль в эмоционально-личностном становлении ребёнка принадлежит семье. Семейное воспитание является основой развития эмоционального интеллекта ребёнка. Благодаря родителям у ребёнка закладываются представления о человеческих ценностях, об уважении к себе и другим людям, эмпатии, ответственности.
Но не менее важную воспитательную роль в формировании у детей эмоционального интеллекта и социальных навыков играет дополнительное образование.
В соответствии с Кодексом Республики Беларусь об образовании и Концепцией непрерывного воспитания детей и учащейся молодежи одним из основных направлений воспитания учащихся является воспитание психологической культуры, направленное на развитие эмоционально-ценностной сферы личности, её творческого потенциала и ресурсных возможностей; формирование умений и навыков эффективной адаптации к изменяющимся условиям жизнедеятельности; развитие коммуникативных способностей.
Так, в объединении по интересам «Оздоровительное плавание» Мостовского районного центра творчества детей и молодёжи учащиеся вместе с родителями выполняют задания, которые помогут научиться различать основные эмоции, распознавать эмоциональные состояния человека и причины их происхождения; задания, которые направлены на развитие одного из главных социальных навыков – эмпатии. Пробуждение у ребёнка эмоциональной отзывчивости поможет развитию социально ценных эмоций: способности сопереживать близким людям, сверстникам, животным, сочувствовать тем, кто в этом нуждается, уважать и проявлять терпимость к другим людям.
Непосредственно на занятиях учащиеся опробовали адаптированные к водной среде подвижные игры «Избавляемся от негативных эмоций», «Музыка и эмоции», «Создай настроение», Эмоции. Как их понимать и выражать», «Приятные и неприятные эмоции», выполнение которых способствовало развитию у детей восприятия и способности опознавать основные эмоции: радость, грусть, злость, удивление, страх, спокойствие через различные способы их выражения (музыку, мимику, пантомимику, сюжетные картинки и т. д.). В процессе происходило освоение детьми социальных форм выражения эмоций, они учились осознавать свои эмоции, а также распознавать эмоциональные реакции и состояния других людей.
Более подробно ознакомиться с работой нашего объединения по интересам вы можете на нашем TikTok аккаунте. Будем рады новым друзьям!
Анна Ивановна ЛИСАЙ,
педагог дополнительного образования,
г. Мосты, РЦТДиМ.