Каждому наверняка хоть раз да приходилось слышать от родителей: “Пока домашнюю работу не выполнишь прилежно, из-за стола не встанешь!” Похоже, мамы, папы частенько руководствуются устаревшим правилом, дескать, всю информацию лучше усваивать за один присест.
Однако научные разработки свидетельствуют в пользу обратного: на отлично учатся те, у кого мозг не перегружен, да и повторять минуту назад прочитанное – вредно. Это не мечта второгодника, а факты, доказанные умнейшими нейробиологами, психологами.
Участок мозга, задействованный в процессе обучения, – парагиппокампальная кора. Именно она отвечает за эффективное поступление информации в голову. Если перед уроком она не была перегружена, процесс протекает успешно. Следовательно, миф о пользе долгой и непрерывной зубрёжки ничем не оправдан. Наоборот, при напряжённой умственной деятельности полезно делать перерывы, переключаясь на менее интеллектуальные занятия. В идеале “переменки” заполняются прогулкой или физическими упражнениями.
Для запоминания громоздких объёмов информации специалисты советуют пользоваться “эффектом незаконченного действия”. Работает следующим образом: требуется изучить солидную часть, к примеру, параграфа за один день, а последние 15–20 % текста оставить на следующее утро.
Разумеется, возвращаться к недоученному через месяц бесполезно: вряд ли вы мгновенно вспомните всё, что учили тридцать дней назад. Спустя определённый промежуток времени память будет считать надолго прерванное действие завершённым. Данный срок индивидуален и зависит от особенностей нервной системы, но в среднем составляет от пары часов до нескольких дней.
Очередной действенный секретик запоминания – пересказать кому-нибудь то, что вы прочли. Устная речь, попытка резюмировать полученные сведения и передать их другому активизируют совершенно иные нейронные механизмы мозга, нежели чтение и запоминание. Вы словно прогоняете новую информацию через разные зоны мозга и мобилизуете различные механизмы памяти.
Возвращаться к недавно прочитанному, несколько раз пробегая глазами по строчкам, не стоит. Вопреки всему, что твердят наставники, это ухудшает запоминание. Ведь возвращаясь к только что изученному, вы нарушаете логический строй повествования и выключаете оперативную память.