Первые детские воспоминания всегда самые яркие и эмоциональные. Для Софьи Максимовны Лис ими стали трагические моменты в истории нашей страны.
Великая Отечественная война для девятилетней Софьи началась с криков и суеты за окнами дома, где она проживала вместе с родителями, дедушкой, братом и двумя сёстрами. За несколько дней большинство мужчин ушли на фронт. Когда в деревню на мотоциклах ворвались фашисты, всех жителей согнали в местный клуб, хотели сжечь, но потом погнали в д. Бобры Мозырского района, отобрали больше чем 20 семей (около 90 человек) и отправили на станцию Мозырь, оттуда в Германию.
Вот история Софьи Максимовны, наполненная испытаниями, стойкостью и несгибаемой волей к жизни.
«В Германии недалеко от города Рибниц-Дамгартен нас распределили по холодным баракам с бетонным полом и двухъярусными кроватями. Взрослых каждое утро отправляли на работу в поле. Они носили камни, возили в тачке навоз и делали другую нелёгкую работу. Меня, как старшую, оставляли смотреть за малышами. Порой гитлеровцы нас били. Кормили в основном картошкой. Мы её отваривали и ели.
3 мая нас освободили. Смотрим, по улице едет машина “Волга”, на ней по бокам висят портреты Ленина и Сталина. Командир лично зашёл к нам и сказал: “Дорогие, теперь вы свободны. Добирайтесь до ближайшего сборочного пункта”. Как мы обрадовались! Дедушка запряг лошадь, и мы отправились в путь. Пришлось перебираться через реку Одра. Вода была словно кровь: мёртвые кони, убитые фашисты, наши солдаты – страшно! На сборочном пункте было очень много людей – яблоку негде упасть. Начался тиф, я заболела и какое-то время провела в больнице. Но мы все выжили.
Домой вернулись только в середине июля, так как дороги были загружены. Возвращались на поезде. Сердце радостно билось, когда подъезжали к родному дому. Только дома-то никакого не осталось: всю деревню сожгли. Вокруг только пепел. Дедушка вырыл землянку, в которой мы какое-то время жили. Дома узнали, что отец погиб ещё в 1943 году под Сталинградом. У мамы всегда были проблемы со здоровьем – порок сердца, все ужасы, которые ей довелось пережить во время войны, ухудшили её здоровье, и вскоре мама умерла. После её смерти младших детей забрали в детский дом.
Мне тогда было 13 лет. Наверное, меня и ещё одну мою сестру посчитали взрослыми и самостоятельными. Мы остались дома и стали жить, как умели. Было очень трудно. Помню, как ходили по полям и собирали полусгнившую картошку, варили и ели её.
С 15 лет пошла работать в колхоз. В Германии было трудно, но ведь там всегда поддерживала любимая мама. Дома же очень остро ощущалось одиночество.
Сегодня у меня большая семья, дети, внуки, правнуки. Младшие просят: “Расскажи про войну, бабушка!” А что рассказывать-то, когда сердце болит? Но нахожу всё-таки какие-то слова, что-то вспоминаю. Вот как сейчас вам рассказывала, так и им.… Пусть знают, как трудно нам было. Пусть учатся уважать старость и ценить мир. Всегда говорю молодым: “Только бы войны не было. Только бы спокойно всё было, мирно. Живите без конфликтов и ссор!”»
Мир должен знать и помнить о трагедии белорусского народа, ценить мир и свободу, завоёванную нашими людьми.
Мира КАБЗАРЬ,
ученица 9-го класса,
г. Мозырь, школа № 16.