
Когда я веду экскурсию для новых посетителей и говорю: «А теперь пройдем в наш школьный музей», я часто ловлю на их лицах вежливое, но скучающее выражение. Многие до сих пор представляют себе музей как скучную комнату с пыльными витринами, где ничего нельзя трогать. Но уже через пять минут это впечатление развеивается.
Наш музей — шумный, живой и тактильный. Здесь можно примерить каску солдата времен Великой Отечественной, подержать в руках старинный утюг, работавший на углях. И в этот момент в глазах ребенка происходит чудо: он не просто узнает факт, он проживает его. История из параграфа в учебнике превращается в осязаемый, эмоциональный опыт.
Часто спрашивают: зачем нужен школьный музей, если есть интернет, где можно найти любую информацию и виртуальные туры по лучшим музеям мира? Ответ прост: ни один, даже самый совершенный, цифровой формат не передаст трепет от соприкосновения с подлинником. Трещина на солдатской котелке, выцветшие чернила на пожелтевшем треугольнике письма-секретки, затертые до дыр страницы учебника 1963 года — вот что делает историю живой. Это материальное доказательство того, что все это было на самом деле. И было именно здесь, на нашей земле, нашими прадедами.
Для многих ребят музей становится терапевтическим пространством. В работе с личными историями, в осознании связи поколений они находят опору и понимание собственной идентичности. «Я — правнук того солдата. Я — наследник той Победы, тех трудовых подвигов, той культуры». Это чувство причастности к большой истории своей семьи, улицы, города — бесценно.
Наш музей давно перестал быть островком прошлого. Он стал мостом между поколениями. К нам приходят ветераны, дети войны, труженики тыла. Их живые рассказы — самый ценный наш экспонат, который, к сожалению, нельзя поставить в витрину. Его можно только записать, сохранить в сердце и передать дальше. Уверена, что диалог, который завязывается между седовласым ветераном и современным подростком, для обоих является моментом огромной духовной важности.
Мы активно используем и современные технологии: ведем страницу Вконтакте, где публикуем истории экспонатов, снимаем короткие видео-экскурсии для тех, кто не может прийти очно. Но цифра для нас — лишь инструмент, чтобы донести главное: ценность живого человеческого общения и подлинной памяти.
Школьный музей — это не про «было». Это про «есть» и «будет». Это лаборатория, где из осколков прошлого собирается будущее — сознательное, любящее свою малую родину. И я вижу, как из наших детей вырастают настоящие граждане — не на словах, а на деле.
Приходите к нам в музей. Подержите историю в руках. Вы почувствуете ее живое дыхание.
Ольга Юрьевна КОЛЯДА,
руководитель школьного музея,
учитель истории и обществоведения,
Волковысский район, Гнезновская школа.
