Пожалуй, самый романтичный вид путешествия – на поезде. Под стук колёс мелькающие живописные ландшафты кажутся загадочными и вселяющими надежду на захватывающие приключения.
Прабабушкой современной магистрали была железная дорога Старинковского металлургического и машиностроительного завода отставного поручика Александра Бенкендорфа. Деревенька Старинка Чериковского уезда в 40–60-е годы XIX века славилась заводом и железнодорожными путями длиной в шесть километров с конной тягой, которые связывали цеха и пристань на реке Сож.
За 155 лет белорусская железная дорога изменилась до неузнаваемости. Первые поезда развивали скорость не больше 50 км/ч. Как думаете, почему их называли “овечками”? Быть может, из-за пара, который они “вычихивали” в форме белых завитушек? На самом деле, правда скрыта в самом имени “пушистоназванного” локомотива. Разновидность товарного паровоза “Нормального типа 1901 года” носила имя “Ов” (“О” означало “основной”, а индекс “в” – наличие системы улучшенного парораспределения Вальсхарта). “Овечки” были экономичными, мощными, надёжными и простыми в обслуживании, поэтому заслужили особую любовь машинистов. Заводы выпустили более 7000 экземпляров впечатляющих гигантов. Изначально вагоны были деревянными, не отапливались и не освещались.
История белорусской “чыгункі” началась 27 декабря 1862 года, когда на территории страны начал эксплуатироваться участок пути из Санкт-Петербурга в Варшаву. В столице первый протяжный гудок паровоза раздался в 1871 году. В день открытия железнодорожной станции был куплен всего двадцать один билет, но уже на следующее утро в дальнюю дорогу отправились восемьдесят два пассажира. В Минске было два вокзала: Брестский (в 1912 году его переименовали в Александровский) и Виленский. Брестский, к слову, был построен в один год со Стокгольмским, Нью-Йоркским и Пражским. Туристы восхищённо ахали, любуясь зданием в стиле модерн с элементами народного зодчества. Оно располагалось на улице Суражской (нынешняя станция метро “Институт культуры”). Когда туда в 1914 году прибыл император Николай II, чтобы накануне Первой мировой войны поднять боевой дух минчан, всё вокруг украсили коврами и цветами. К сожалению, в 1945 году строение не уцелело в пожаре.
Многие белорусские железнодорожные станции находились далеко от крупных городов. Там и продуктов-то не всегда можно было купить. А как жить железнодорожникам и их детям? Специально для них организовали выпуск бесплатных проездных билетов. По ним, скажем, жена машиниста отправлялась в магазин на соседнюю станцию. Если же кто-то из работников депо заболевал, то лечился прямо “на колёсах”, в вагончиках – эдаких специализированных мини-поликлиниках. Опытные врачи в них даже проводили операции.
Нынче на Белорусской желез- ной дороге задействованы представители 400 династий. Их общий трудовой стаж – более 47 000 лет! В некоторых семействах насчитывается шесть поколений, с XIX века и по сегодня.
На сотни тысяч вёрст лежит дорог железных паутина. Говорят, если воедино сложить все рельсы, то можно домчаться и до звёзд.
Ольга НОВОЖИЛОВА.