На перекрёстках Понеманья, в любимой мною Мостовщине, есть свидетели событий разных эпох. Пошёл уже 76 год со дня Великой Победы, поэтому выбрав время на каникулах, я решила посетить знаковые места той войны на Мостовщине. Подумала, у каждого из погибших солдат было своё имя и своя история жизни и подвига. До сих пор они лежат там, где их настигла смерть. Эта экскурсия для меня раскрыла и дополнила живые образы героев-фронтовиков.
Вначале мы заехали на ул. Занеманскую, в сквер. Там в честь памяти жителей города, которые погибли в Великую Отечественную войну стоит памятник-стела. На выезде из города наш бренд – железнодорожный мост. 1907 год — в поселке Мосты построили двухпутный железнодорожный мост с арочными конструкциями. Длина моста составляла «190 сажней» – это около 410 метров. Мосты превратились в важный железнодорожный узел, а местечко соединилось с крупнейшими экономическими центрами страны. Во время Великой Отечественной войны железнодорожный мост разрушался дважды. Первый раз в 1941 году, когда отступала Красная Армия. Тогда много советских воинов погибло на мосту во время его бомбёжки. Немцы, используя принудительный труд местного населения, быстро его восстановили. А второй раз мост и железнодорожное полотно было разрушено основательно в 1944 году, при отступлении фашистов.
Очень сильно поразила меня история про деревню Княжеводцы, которую фашисты сожгли в 1943 году. В 1958 году на месте расстрела жителей деревни открыт памятник-скульптура “Скорбящая мать”. На высоком постаменте фигура женщины, которая преклонила колено, чтобы возложить на могилу венок. Одной рукой она поддерживает накинутый на плечи платок. Внизу постамента была надпись: “Здесь похоронены 900 жителей деревни Княжеводцы, зверски убитых немецко-фашистскими захватчиками 23 июля 1943 года. Затем мы отправились к деревне Черлёна. Обычная белорусская деревня. 22 июня 1941 года, именно у Черлёны произошло событие, которое стали символом мужества и непобедимости. В первый день войны советскими лётчиками при отражении налёта фашистской авиации на местный полевой аэродром в одно и то же время были совершены два воздушных тарана. Причём, один из них стал первым случаем в истории мировой авиации, когда на таран вражеского истребителя пошёл пилот бомбардировщика! Немецкие лётчики шли с разных направлений бомбить аэродром в Черлёне и буквально засыпали стоявшие на земле самолёты. В этом кромешном аду с Черлёнского аэродрома смогли взлететь только два экипажа, и один из них пошёл на таран. Взлетевший на бомбардировщике капитан Протасов пошёл на Ме-110 в лобовую. Огненный клубок из двух самолётов упал на берегу Немана. Находившийся в воздухе истребитель управляемый старшим политруком Андреем Даниловым смело бросился в неравный бой и, расстреляв патроны, винтом своего «Ястребка» рубанул по крылу немецкого Ме-110. Оба самолёта рухнули вниз. Тяжелораненый Данилов сумел-таки у самой земли выровнять «Чайку» и сесть на «брюхо». Из разбитого самолёта его вытащили и передали в медчасть батальона местные жители Черлёны. Но в полку все считали, что их политрук погиб. В личных делах у обоих советских пилотов появилась краткая и горькая запись: «Убит в воздушном бою 22 июня 1941 года». А потом … потом Данилову было суждено стать известным всей стране, получить высокие награды. После лечения в госпитале Данилов вернулся в свой полк, воевал до конца войны. В 1967 году ему было присвоено звание Героя Советского Союза. А другого ждали долгие годы забвения…. Но в 2006 году увековечили память легендарного капитана-бомбера, установив памятник возле деревни Черлёна. Находясь у могилы Протасова, невольно поднимаешь глаза на небесную высь и хочется сказать: нет они не погибли — они стали небом!
На перекрёстках Понеманья есть много интересного для путешественника, который стремиться открывать свой край для себя и для других людей.
Александра ЛУПАЧ,
член совета музея «История школы в истории страны».
Мостовский район,
гимназия № 1.