Уходит в прошлое история Великой Отечественной войны. Но сегодняшнее поколение не должно забывать какой ценой достался этот мир. Страшные события затронули каждую семью Беларуси, в сердце каждого белоруса бережно хранится память о героических подвигах своих предков. Мы не имеем права забыть ужасы той войны, чтобы они не повторились вновь. Мы не имеем права забыть тех солдат, которые погибли ради того, чтобы мы сейчас жили. Мы обязаны все помнить.
Говорят, что без прошлого нет настоящего и будущего, поэтому мы должны знать прошлое, чтобы быть сильнее и лучше, чтобы просто быть людьми.
Я часто думаю о войне, о тех, кто не вернулся с полей сражений. В каждой семье живёт память о близком человеке. В моей семье в Великой Отечественной войне участвовал мой прапрадедушка Потрубейко Петр Антонович из деревни Туры, Столинского района, Брестской области.
Мой прапрадед Петя родился в 1918 году, его мать Анна умерла при родах, ребенок выжил. Растили его отец Фёдор и мачеха. В семье было очень много детей.
Прапрадед вырос сильным и волевым человеком, работящим. На войну уезжал ночью, простился со спящими детьми, с женой…
На войне был с первых дней. Воевал в запасном полку.
Перед отправкой на фронт солдаты были на построении. Генерал проходил мимо шеренги и громко обратился к солдатам: «Победим немцев?»
Потрубеко Пётр, стоящий рядом, ответил: «Голыми руками победим! Перемнем!»
Прапрадед был пулемётчиком (пулемёт Максим). Пулемет таскали на плечах он был разборный. В расчете было три человека. В бою на территории Украины осколок разорвавшейся мины попал в правый бок. Разорвало бок. Потом удалили почку и 2 ребра.
Из воспоминаний сына, Потрубейко Александра Петровича 1939 г.р.:
«Из Туров на войне было много солдат. Одним из них оказался санинструктор (отец Коли Романчика) Романчик Фёдор Фёдорович (22.06.1902 – 16.10.1980 г.). Он проходил среди раненых и заметил, что отец шевелится, посмотрел на него и узнал своего земляка, а также приложил все усилия, чтобы он выжил. Отца отнесли в медсанбат, обработали раны, затем отправили на Москву (наверно самолетом), затем в Иваново, в госпиталь. Так спасли ему жизнь.
В письме домой из госпиталя отец писал и шутил: «Ранение у меня такое же, как и у нашего коня». На коня незадолго до войны напали волки и порезали живот.
После ранений отец дважды очинался в «трупарне» (так называли во время войны место, где доходили тяжело раненные и безнадежные). Он выжил.
Когда началась война, я был совсем маленьким. День, когда в Турах появились немцы, очень хорошо помню. Главная дорога тогда проходила от крайнего дома, дома Семена, возле кладбищ, это сейчас ее сместили. Дома тоже там тогда еще не стояли. Вокруг было только поле и росло жито. Колосья уже начинали желтеть. Немцы приехали в деревню на машине, смотрели на житное поле, в этот же день начали его косить, затем копать окопы.
Жители деревни их пытались прогнать, а в ответ слышали: «Хи-хи…».
Я наблюдал за строевой подготовкой немцев. Немцы в касках – страшно смотреть. Один немец заметил меня, повернулся и сказал: «Пух-пух-пух…» – я испугался очень и убежал.
В хозяйстве имелась корова, свинья. Дом, в котором мы жили, был новым, даже стены были голые и полов не было.
К матке немцы приходили за «млеко», приходилось наливать. Приходили, говорили: «яйки есть?». На что матка отвечала им: «У меня «киндэр» малый на яйки есть».
В Турах немцы не сильно зверствовали, но партизан искали.
В военные годы питаться приходилось тем, что есть. Искали в огородах замерзлую картошку, колосья собирали. Весной становилось легче, появлялась лебеда, щавель. Иногда ели заскорузлое сало.
Наши наступали. Немцы с района уходили (тыловые части), когда отходили, сжигали мосты. Шла операция «Багратион». Боевые части немцев впереди были, сопротивление оказывали.
Отступили основные части, по дорогам Давид-Городок – Столин…
Как узнал о Победе? Проснулись, слышали, как взрослые говорили, что конец войне.
Победа! Слава Богу!
Наступила долгожданная Победа.
Но и после войны, что-то летит – прячемся, загудит – прячемся. Боялись, что снова кто-то будет стрелять, бомбить. Долго не могли привыкнуть.
На войне погиб брат отца – Семен. Он жил рядом, был очень весёлым и добрым человеком, немного рыжеватым. Мы нашли его могилку.
Домой отец вернулся инвалидом 1-й степени и с медалью «За отвагу». Его встречал с войны папа, мой дед Фёдор, на лошади привез.
Отец, хоть и остался инвалидом, трудился в мирной жизни, как и все. Был награжден медалью «Ветеран труда» в 1989 году. Он очень любил свой большой сад, где росли яблони, груши, вишни, виноград, малина, крыжовник, смородина. Делал домашнее вино. Занимался сельским хозяйством».
После войны прапрадед растил с прабабушкой Ефросиньей троих детей, 2 сына и дочь.
Те далекие, страшные события коснулись каждого. Эхо Великой Отечественной войны прослеживается в истории каждой семьи, бережно и с любовью хранятся в семейных альбомах пожелтевшие фотографии предков-фронтовиков, фронтовые письма, награды… Уже многих участников войны нет в живых, но реликвии семейных архивов позволяют соприкоснуться с героическим прошлым своей семьи, прикоснуться к вечной памяти.
Говорят, что война на земле появляется тогда, когда вырастает поколение тех, кто о войне ничего не помнит и не знает. Сегодня наша святая обязанность сберечь память о войне потому, что это наша общая память, без которой у нас нет общего будущего.
Наш долг – оставить не выдуманную, а правдивую историю, со всеми её страшными страницами, удобными и неудобными. Тем более что живых свидетелей Великой Победы осталось так мало, а желающих цинично «переписать и переиначить» нашу недавнюю историю становится всё больше.
Я горжусь своим непобедимым народом, своей любимой страной и своими великими предками.
Ярослав ДЕНИСКОВЕЦ,
ученик 5-го класса «Б»,
г. Гомель, школа № 53.