Актуальным является вопрос взаимодействия учителя-дефектолога и родителей детей, имеющих речевые нарушения. Работа с родителями дошкольников, имеющих речевые нарушения, рассматривается как неотъемлемая часть коррекционной работы, она должна тщательно планироваться, осуществляться целенаправленно и регулярно. Такая работа включает потенциальные возможности родителей в оказании адекватной помощи ребенку. Для успешного речевого развития ребенка требуются такие взаимоотношения семьи и учителя-дефектолога, как – сотрудничество, взаимодействие, доверительность.
Для закрепления поставленных звуков в самостоятельной речи детей недостаточно только одной работы учителя-дефектолога на коррекционном занятии. Часто правильно произнося звуки при отраженном повторении или под контролем учителя-дефектолога, в ситуациях обычного общения дети продолжают употреблять неправильное произношение. А пока ребенок не будет правильно употреблять звуки в самостоятельной речи, то есть не выработает самоконтроль, процесс исправления звукопроизношения нельзя считать законченным. На данном этапе работы очень важен контроль родителей за произношением детей. Это значит, что необходимо создавать единое пространство развития речи ребенка, используя важнейшие моменты его общения в семье с целью закрепления поставленных звуков в самостоятельной речи.
Опыт работы показывает, что успех коррекционно-педагогической помощи во многом определяется тем, насколько четко организуется преемственность в работе учителя-дефектолога и родителей. Ни одна педагогическая система не может быть в полной мере эффективной, если в ней не задействована семья. Для учителя-дефектолога важно приобщить родителей к коррекционной работе, ознакомить с приемами развития речи. Помочь родителям увидеть актуальную проблему ребенка, или наоборот, убедить в успешности освоения им определенных знаний и умений. Убедить родителей в том, что необходимо закреплять изученный материал в домашних условиях.
Безусловно, существует богатый положительный опыт использования разнообразных форм взаимодействия учителя-дефектолога с родителями. Это беседы, родительские собрания, индивидуальные консультации, информационные уголки и прочее. В своей практической деятельности я столкнулась с некоторыми проблемами взаимодействия с семьей. Родители нередко сами отстраняются от работы по исправлению речевых нарушений, так как не владеют необходимыми знаниями и умениями, и достаточным количеством свободного времени для занятий с детьми дома. Отсюда возникает проблема: родителей необходимо заинтересовать в первую очередь, а в последствии дать определенный уровень знаний, умений по вопросам речевого развития детей.
В следствии чего, появилась идея создания индивидуальных буклетов, в которых имеется три рубрики (раздела) с соответствующей информацией:
— изучаю (представлен актуальный на данный момент речевой материал, то есть то, над чем работаем в данный момент времени);
— знаю/умею (представлена информация о полученных и закрепленных знаниях, умениях и навыках);
— закрепляю (представлен материал, который необходимо проработать дома, чтобы закрепить полученный результат).
Данная форма взаимодействия с родителями вызвала большой интерес и несомненно дала положительные результаты в совместной деятельности учителя-дефектолога, ребенка и родителей. Каждому родителю приятно узнать об успехах и достижениях своего ребенка.
Таким образом, можно сделать вывод о том, что лишь объединение усилий учителя-дефектолога и родителей в коррекционной работе даст положительный результат и достижение поставленной цели.
Наталья Евгеньевна ДОРОШ,
Учитель-дефектолог,
Детский сад № 1 г. Дятлово.