Где находится главный корпус “Беларусьфильма”, знают все минчане – возле выхода из метро “Московская” на проспект Независимости смотрит глазками-окошками светлое здание с колоннами и знакомым зрителям логотипом на фронтоне. Однако это лишь половина столичного кинокомплекса, располагающегося на площади в 60 000 квадратных метров.
Под занавес года Национальная киностудия “Беларусьфильм” будет праздновать 95-летие. Подготовка к юбилею идёт уже сейчас, что отнюдь не мешает ежедневному съёмочному процессу. В чём и убедились юнкоры “Зорьки”.
Одна из главных киноволшебниц – режиссёр Елена Турова, автор приключенческих художественных фильмов “Киндер-Вилейское привидение”, “Рыжик в Зазеркалье”, “Новогодние приключения в июле”.
В кабинете перед Еленой Викторовной – два монитора, “власть” над которыми “захватил” вреднющий толстенный персонаж из нового мультфильма по книге Геннадия Давыдько “Звёзды седьмого неба”. Жадина, окружённый парящими в воздухе печеньками, зефирками, по указке режиссёра раз за разом выскакивает на экран, как чёртик из табакерки. Сами компьютеры, разумеется, создавать мультфильм не способны. Поэтому всё выполняется профессионалами вручную. Вначале художник каждый кадр иллюстрирует картинками на бумаге. В секунде может “помещаться” от 12 до 24 рисунков. Вот сосчитайте, сколько их прокрутится за 3600 секунд, если мультик длится час! В отличие от неподвижных героев японских мультсериалов, которые лишь открывают рот, белорусские художники работают с “актёрской анимацией” – персонажем нужно “играть”, прорисовывать мельчайшие нюансы движений и эмоций.
Премьеру анимационного мюзикла зрители увидят через полтора года. И если учесть, что работа ведётся уже третий год, несложно представить, насколько трудоёмок процесс.
В цеху подготовки съёмок – громадных размеров склады одежды. Но работающие там специалисты точно знают, где хранится любой из шестидесяти тысяч экземпляров. Чтобы рассмотреть, что располагается под потолком на высоте почти в четыре человеческих роста, хочется взять бинокль!
“Приключения Буратино”, пожалуй, самая любимая несколькими поколениями зрителей сказка. На “Беларусьфильме” её сняли более сорока лет назад. Трудно поверить, но даже спустя десятилетия “зорьковцы” смогли “пообщаться” с колоритными кукольными персонажами: говорящим Сверчком, Совой и Жабой, подержать малюпасенькую курточку курносого героя (да-да, ту самую с пушистыми белыми помпонами!), сфотографироваться с плащом лисы Алисы да платьем Мальвины.
На какие только хит-рости не идут кинематографисты, чтобы подарить зрителям магию кино! Скажем, чтобы склеить переплёт старинной книги “Легенда о стране Недалии” для “Рыжика в Зазерка-лье”, Елене Туровой пришлось пожертвовать своими нарядными шёлковыми брюками. Есть особые секреты для низкорослых артистов – если они идеально подходят на роль, но, по замыслу режиссёра, роста кому-то немного не хватает –не беда, выход из ситуации найдут на складе обуви. Чудо-туфли на высоченной платформе, наподобие древнегреческих котурнов, надел – и сразу вырос. Хотя и сложно бывает перед камерой удержать равновесие.
Непередаваемые эмоции захлёстывают гостей киностудии, когда те примеряют королевскую корону из “Рыжика в Зазеркалье” или пытаются натянуть непослушную тугую тетиву на луке героев “Анастасии Слуцкой”. К слову, юнкору “Зорьки” Кате Касюк это удалось с первой попытки.
Среди гигантских размеров хранилища реквизита (насчитывается более 20 000 экспонатов!) особый интерес вызывает стеллаж “Герои любимого кино” – на нём мирно “отдыхают” изогнутая трость кота Базилио, пенсне черепахи Тортиллы, гармошка, на которой играл Николай Караченцов в киноленте “Белые росы”, восседая в гнезде аиста на верхушке дерева.
В двух корпусах – пять павильонов для съёмок общей площадью около5000 квадратных метров и высотой с пятиэтажный дом. Во время экскурсии, незаметно для себя, юнкоры очутились в “типографии газеты” и “гостиничном номере” начала XX века – среди декораций фильма “Купала”, который снимает режиссёр Владимир Янковский. В коллекторе их встретил дружный стук молотков – строилась деревня для фильма о Зое Космодемьянской – и хоть до начала съёмочного процесса два месяца, многое готово.
В обширном павильоне буквально на наших глазах досочка к досочке, каюта к каюте возводили крейсер – солидный, как настоящий! Ахнули “зорьковцы” при виде необычного самодвижущегося орудия, похожего на корабль инопланетян. Выяснилось, что боевая машина-черепаха создана по макету Леонарда да Винчи для картины “Авантюры Прантиша Вырвича”.
На “Беларусьфильме” имеется и хромакей, где, как в Голливуде, сначала снимают действо на зелёном заднике, а затем заменяют фон на любое немыслимое изображение. Фантастика!
Юнкоровскую команду возглавляла
Ольга НОВОЖИЛОВА.
Фото автора.