При формировании способностей важную роль играют как наследственность и среда, так и воспитание. Причем именно воспитание оказывает большее влияние на формирование личности ребёнка. И воспитание в трудовой деятельности занимает особое место.
Задача педагога заключается в том, чтобы помочь ребёнку стать творческой личностью. Развивать творческие способности можно и нужно на уроках технического труда. Труд, являясь главным условием жизнедеятельности людей, рассматривается как источник формирования познавательной самостоятельности, черт характера, без которых не может быть творческой личности. В отличие от других учебных предметов, в трудовом обучении центральное место занимает организация практической деятельности учащихся по изготовлению определенных предметов.
Ещё в глубокой древности человек изготавливал различные изделия, стремясь сделать их не только удобными для пользования, но и красивыми. Одним из традиционных народных ремесел белорусов является художественная обработка древесины. Никакие искусственные материалы не заменят красоту и теплоту натурального дерева. На уроках трудового обучения ребята приобретают и совершенствуют практические навыки работы, создавая подлинные произведения искусства – разделочные доски, шкатулки, рамки, деревянные игрушки и многие другие изделия.
В странах, богатых лесами, дерево всегда любили и применяли многие поколения мастеров народных промыслов. Выявлять красоту дерева, использовать его пластические свойства умеют и мастера разных стран.
Среди многих художественных ремесел, связанных с обработкой дерева, особое место занимает художественное выпиливание лобзиком.
Выпиливание лобзиком — вид художественной обработки древесины. Древесина — доступный материал, ее обработка не требует сложных инструментов. Детали орнаментальных украшений предназначены для воспроизведения по ним изделий.
Занятие выпиливанием хорошо помогает воспитанию художественного вкуса, настойчивости, терпения, развитию глазомера, точности руки. Кроме того, это занятие очень увлекательное. Процесс выпиливания захватывает, так как в каждую деталь вложен личный труд, и готовое изделие оценивается как собственное произведение. А если в изделие, над которым работал, вложить что-то свое, внести свои поправки, изменить конструкцию или рисунок орнамента, прибегнуть к фантазии, такое изделие особенно дорого, такие предметы находятся дома на самом почётном месте.
Совершенствуя навыки выпиливания лобзиком из фанеры, ребята учатся делать красивую вещь: конструируют, выполняют чертежи, проектируют технологический процесс или последовательность получения из заготовки готового изделия, контролируют его качество, проверяют, а затем находят новую идею, позволяющую выполнить работу ещё лучше.
Результатом совместной работы ученика и учителя являются оригинальные работы ребят, которые характеризуются индивидуальностью, эстетичностью, хорошим уровнем качества, конкретной функциональностью. Показателем результативности работы является создание выставки детских творческих работ, участие в различных конкурсах и акциях.
Увлечение выпиливанием лобзиком из фанеры – основа школьной бизнес-компании “Нашчадкі”, что приносит ребятам и практическую пользу. Собственными руками они создают декоративные предметы для украшения интерьера дома, которые реализуются во время сельских и городских ярмарок, праздников: разделочные доски, шкатулки, лопатки. Игрушками-пазлами существенно пополнилась развивающая предметно-пространственная среда яслей-сада.
Третий год подряд ребята участвуют в областной Акции «Тепло наших сердец — вашим прожитым годам!», во время которой сделанные своими руками рождественские сувениры дарятся одиноким пожилым жителям.
Занятия выпиливанием создают у учащихся положительную мотивацию к практической деятельности, дают возможность реализовать себя в общении с педагогом и со сверстниками, формируют устойчивый интерес к выбору будущей специальности.
Практика показывает, что у учащихся, которые серьёзно увлеклись выпиливанием, повысился уровень успеваемости по учебному предмету, они с удовольствием и интересом посещают занятия, научились самостоятельно мыслить, добывать и применять знания, использовать их в процессе учебной деятельности при выполнении творческих заданий.
Даже если в дальнейшем ребята не станут профессиональными мастерами и художниками, навыки, полученные на занятиях, помогут им в работе по любой специальности. Ребята начинают понимать и ценить красоту, т.к. именно она является самым главным критерием в работе над изделием. Недаром многие взрослые в организации своего досуга возвращаются к увлечениям детства.
Урок трудового обучения – это предмет о познании мастерства, создающий положительную мотивацию у учащихся к учебной деятельности и формирующий у них устойчивый интерес к резьбе по дереву и выбору будущей специальности. Именно урок трудового обучения имеет возможность и должен формировать у учащихся потребность и способность к самостоятельной, творческой, активной деятельности.
Занимаясь выпиливанием, учащиеся приобщаются к интересному делу, которое обогащает их внутренний мир, заполняет интересным творческим трудом свободное время. Приобщение к процессу создания изделий по законам красоты доставляет детям удовлетворение, радость, эстетическое наслаждение. Декоративно-прикладное искусство открывает им возможность для разносторонней деятельности, для достойного применения энергии.
Галина Леонидовна КЛИМАШЕВСКАЯ,
учитель технического труда.
Ошмянский район,
Новосёлковский ясли-сад–средняя школа.