Откуда есть пошёл Минск…

Из нашей почты Новости

«Откуда есть пошла Руская земля?». Такими словами начинается древнейшее историческое произведение «Повесть временных лет», составленное ещё в XII в. в Киево-Печёрском монастыре летописцем Нестором. В этом литературном произведении упоминаются и города Древней Руси, одним из которых был и Минск или Менск, как его именует летописец. Такими словами, но применительно к нашей теме, начнем и мы своё повествование.

В марте 1067 г., город Менск был взят войсками южнорусских князей Ярославичей, сыновьями великого князя киевского Ярослава Мудрого. А взяв город, они пошли к Немиге, где встретили дружину полоцкого князя Всеслава Брячиславича. Произошла битва. Сеча была настолько жестокой, что леденящими сердце строками ворвалась на страницу другого литературного произведения Древней Руси «Слово о полку Игоревом». Цитируем «…на Немиге снопы головами стелют, молотят цепами железными, на току жизнь кладут, веют душу от тела. Не зерно у кровавых тех берегов посеяли, а кости сынов руских».

Немига – приток реки Свислочь, некогда протекавшая в самом Минске. В 1926 г. её заключили в бетонный коллектор и сверху проложили улицу. Ныне на этом находится улица Немига. Именно тут, в устье р. Немиги, при впадении её в Свислочь на возвышенности, находилось укрепленное поселение, известное в документах XIX в. под названием Минское замчище. Площадь его была около 3 гектаров. Раскопками Василия Радионовича Тарасенко и Эдуарда Михайловича Загорульского в 60-е гг. прошлого века были вскрыты оборонительные сооружения и участки древней застройки: уличные мостовые, жилые и хозяйственные сооружения, рубленые из дерева. Вскрыты остатки каменного храма. Собран богатый вещевой материал, представленный орудиями труда, деталями транспортных средств, предметами быта и украшениями. Среди последних – золотой браслет весом в 75 г. На лицо – развитый город XII – XIII вв. имя которому было Менск, так как и в последующие столетия, это поселение носило такое же название, вплоть до начала XIX в., после чего оно стало именоваться Минск. Вернёмся к тексту летописи. Если Минск стоял на Немиге, то зачем надо было дружинам южнорусских князей идти на Немигу, если она протекала у стен города? Получается, что Менск располагался на некотором расстоянии от Немиги?

И тут взоры исследователей обратились к городищу расположенному в 18 км юго-западнее от Минска при слиянии реки Менки и ручья Дунай. Площадь этого городища 1,3 га. Оно сохранило укрепления – мощные валы в отдельных местах высотой до 12 м. Ещё в 30-е гг. прошлого века академик Антон Ясинский, проанализировав летописные сообщения и городские акты XVI в. о Менске, высказал мысль, что первоначальный Менск мог располагаться в другом месте. А именно на городище у деревни Городище, возле реки Менки. Его мысль поддержали и белорусские археологи Анатолий Рынейский и Александр Лявданский, которые в 30-е гг. обследовали это городище и провели небольшие раскопки.

Но как проверить эту гипотезу? Надо было провести археологические раскопки более широкой площадью и изучить его оборонительные сооружения.

В 60 – 80 гг. прошлого века на городище и селище, примыкающему к этому городищу, раскопки провели Эдуард Загорульский, Михаил Ткачёв и Георгий Штыхов. Был собран материал, относящийся в основном к X – XI вв. И что необычно, это фрагменты глиняной посуды, на днищах которых имелись клейма в виде трезубца. Клейма на днищах сосудов ставились мастерами только в городах принадлежавших тому или иному князю. В нашем случае, эти клейма могли принадлежать представителям князей из полоцкого дома, которые владели Менском. Кроме того, раскопками были выявлены следы ремесленного производства и много предметов импорта, что свидетельствовало о занятиях населения этого городища ремеслом и торговлей. Была найдена и шахматная фигурка. Всё это свидетельствовало в пользу того, что городище на р. Менке являлось, скорее всего, ранним городом, а не сельским поселением. Тем не менее, мнения на предмет предназначения этого поселения разделились. Так, Эдуард Загорульский считал, что это сельское поселение, феодальная усадьба, а Георгий Штыхов полагал, что это первоначальный Менск, который существовал здесь в X – XI вв. В пользу своего суждения он приводил такие аргументы, как мощные оборонительные сооружения городища, следы ремесленного производства и занятие торговлей, обширный посад – неукрепленное поселение вокруг этого городища, где выявлены материалы X – XI вв., курганный некрополь, клады арабских монет и, самое главное, гидроним Менка, давшей название поселению – Менск. Во второй половине или в конце XI в., жизнь на этом поселении прекратилась. Причинами тому, по мнению Г.В. Штыхова, могли быть обмеление реки Менки, изменение торговых путей и, возможно, последствие разорительного похода на Менск великого князя киевского Владимира Мономаха в 1085 г., после которого, в городе не осталось «ни челядина, ни скотины», т.е. ни жителей города, ни домашнего скота. А в 1101 г. Минский удел получил во владение один из сыновей полоцкого князя Всеслава Брячиславича Глеб, который и основал новый город в устье р. Немиги, при её впадении в реку Свислочь и дал ему название Менск.

В 2022 – 2024 гг. на городище Менка и в его округе, под руководством Андрея Вячеславовича Вайцеховича, производились широкомасштабные археологические исследования, где раскопками была изучена площадь около тысячи квадратных метров, а также раскопан широкой площадью участок оборонительного вала. В этих исследованиях принял участие и я со своим братом Львом. Опыт участия в подобных работах у меня уже был. Я, вместе со своим дедом, известным белорусским археологом, Колединским Леонидом Владимировичем, участвовал в археологических раскопках замка Березовец. Во время раскопок на Менке мне посчастливилось найти несколько артефактов. Это венчики кухонной посуды XI в. и рыболовный крючок. Что показали эти раскопки? Это свидетельства ремесленно-торговой деятельности населения, это свидетельства проживания на городище людей, занятых военном делом, княжеских дружинников. Но самое главное, были выявлены внутривальные конструкции в виде клетей, сложенных из дубовых брёвен. Такие укрепления мог позволить себе только князь, владевший этим городом. Вывод один. Первоначальный Минск или летописный Менск «есть, пошёл отсюда». По предварительным данным их могли соорудить уже в Х в. С результатами работ белорусских археологов премьер-министр Республики Беларусь Роман Александрович Головченко.

Какова практическая значимость нашей работы? В 2027 г. столица Республики Беларусь, Минск, будет отмечать 960 лет со времени его первого упоминания в летописи. В связи с этим, в школьном курсе по истории, следует обратить внимание на вопрос о месте и времени возникновения первоначального Минска, история которого, судя по данным археологии, началась на столетие ранее, прежде чем его имя попало на страницы летописи.

Тимофей КОЛЕДИНСКИЙ.

ученик 11-го класса «А»,

г. Минск, школа «Альтернатива».

На фото: Менка. Археологические раскопки на селище. Леонид Владимирович Колединский, Тимофей Колединский и Лев Колединский. Фото Богуслава Леонидовича Колединского. 30 июля 2024 г.



Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *