Отношения с одноклассниками. Как найти общий язык? Что делать, если не можете прийти к общему мнению?

Из нашей почты Наедине с психологом Новости

Думаю, многим знакома проблема, когда отношения с одноклассниками складываются не лучшим образом. Это частая ситуация при смене школы, попытке влиться в уже существующий коллектив. Или наоборот, когда мнения одноклассников расходятся.

Решила обратиться к магистру психологических наук, конфликтологу, медиатору Инне Александровне Клюйко за рекомендациями по данной теме.

– Важно ли иметь дружеские отношения с одноклассниками?

– Дружеские отношения с одноклассниками играют важную роль в жизни школьников и, по сути, являются неотъемлемой частью общего развития. Конечно, можно обойтись и без глубоких дружеских связей, сосредоточившись исключительно на учебе и школьном общении. Однако такой подход, как показывает практика, значительно ограничивает возможности для всестороннего развития личности, повышения уровня социальной компетентности и создания здоровой учебной атмосферы:

  • дружеские отношения с одноклассниками обеспечивают эмоциональную поддержку;
  • дружба помогает развивать социальные навыки, которые будут важны не только в школьной, но и в будущей профессиональной жизни;
  • активное участие в совместных проектах, конкурсах и мероприятиях, как школьных, так и внеклассных, помогает укрепить связи между учащимися;
  • дружеские отношения могут значительно повысить учебную мотивацию.

– Вы работаете в школе, часто ли к вам обращаются по вопросам общения?

– Учащиеся и родители часто обращаются ко мне с различными вопросами взаимодействия со сверстниками. Я помогаю им разобраться в ситуациях, когда возникают недопонимания или конфликты. Предлагаю стратегии эффективного общения, помогая развивать навыки разрешения конфликта в общении. Ученики часто делятся своими проблемами, связанными с работой в группах, подготовкой совместных проектов. Я помогаю организовать взаимодействие таким образом, чтобы каждый участник группы мог выразить свое мнение и быть услышанным.

С родителями ситуация немного иная, но не менее важная. Они обращаются со своими вопросами о том, как помочь детям наладить отношения с одноклассниками и адаптироваться в школьной среде. Я организую встречи и беседы с родителями, мы обсуждаем распространенные проблемы взаимодействия и даем рекомендации по поддержке детей.

Часто можно услышать: «Не бойся быть первым, будь сдержан, контролируй свои эмоции, попроси учителя познакомить тебя с одноклассниками». Как считаете, эти советы могут помочь влиться в коллектив?

– Их эффективность зависит от того, насколько хорошо человек понимает и способен применять их на практике. Например, фраза «не бойся быть первым» подразумевает инициативу, но не все готовы к такому шагу из-за страха отказа или осуждения. «Будь сдержан» и «управляй эмоциями» — очень сложные действия. Это не просто один совет, а целая область, которую нужно осваивать. Не каждый с этим справиться. «Попроси учителя познакомить тебя с одноклассниками», на мой взгляд это плохой совет, так как нужно учиться самому коммуницировать с людьми.

Чаще всего, знакомство с новыми людьми вызывает чувство тревожности. Есть ли какие-то упражнения, которые могут снизить это ощущение?

– Таких упражнений достаточно много, но я поделюсь 9 самыми эффективными, на мой взгляд:

  1. Глубокое дыхание:

Удобно сядьте, закройте глаза и сделайте глубокий вдох через нос, задержите дыхание на 4 секунды, а затем медленно выдохните через рот. Повторите 5-10 раз.

  1. Счет до 10:

Медленно считайте от 1 до 10, концентрируясь на каждом числе. Это поможет отвлечься от тревожных мыслей.

  1. Прогрессивная мышечная релаксация:

Поочередно напрягайте и расслабляйте разные группы мышц, начиная с ног и заканчивая головой. Это снимет физическое напряжение.

  1. Визуализация:

Представьте спокойное место (например, пляж или лес) и опишите его в деталях. Это поможет создать ощущение безопасности и спокойствия.

  1. Упражнение «5-4-3-2-1»:

Назовите пять вещей, которые вы видите, четыре вещи, которые можете потрогать, три звука, которые можете услышать, два запаха и один вкус. Это поможет успокоиться.

  1. Упражнение «Эмоциональный барометр»:

Оцените свое настроение по шкале от 1 до 10 и объясните, почему выбрали именно этот уровень. Это помогает осознать свои чувства.

  1. Аффирмации:

Придумайте позитивные утверждения о себе (например, «Я могу справиться с трудностями») и повторите их вслух.

  1. Пауза для благодарности:

Подумайте о трех вещах, за которые вы себе благодарны. Это поможет сместить фокус с тревоги на позитивные аспекты жизни.

  1. Упражнение «Письмо самому себе»

Напишите письмо самому себе, в котором выразите свои чувства, переживания и надежды. Это может быть письмо поддержки и даже письмо с просьбой о помощи. Помогает осознать свои эмоции и лучше понять себя.

Представим ситуацию: одиннадцатиклассники готовятся к последнему звонку и выпускному балу, выбирают цвет выпускных лент и дизайн альбома. Как быть, если мнения разошлись?

– Самое важное – учесть мнение всех и найти компромисс. Организуйте обсуждение, соберите мнения, устройте опрос. Обратите внимание на основные детали, которые нравятся многим из класса. Например, может кто-то предпочитает определенные цвета, а другие — определенные элементы дизайна. Создайте несколько вариантов и проголосуйте. Обязательно донесите информацию о финальном решении до всех участников, чтобы все могли быть вовлечены и согласны с результатом. Важно помнить, что цель — не просто выбрать цвет или дизайн, а объединить класс в этот важный момент. Создание альбома и выбор лент — это часть общего воспоминания. Поэтому важно, чтобы каждый почувствовал свою причастность к этому событию и знал, что его мнение было услышано.

– Что посоветуете нашим читателям?

– Конфликты и разногласия — это нормальная часть жизни, и важно уметь их решать конструктивно. Не бойтесь проявлять инициативу и ищите способы взаимодействовать с другими. Каждый шаг к общению — это шаг к уверенности в себе.

Ангелина КОШИНА, 

ученица 11-го класса «Б»,

г. Минск, школа № 217 им. Героя Советского Союза А. А. Алехновича.



Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *